Жизнь
Аллах на Острове Свободы
На Кубе все больше приверженцев ислама, однако их число не станет преобладающим
Некоторые историки и политические деятели — в частности, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган — уверяют, что ислам был на Кубе еще в доколумбовы времена. Тезис, конечно, занимательный, но практически недоказуемый.
Первые мусульмане на Кубе пoявились в 1960-х, когда в страну стали приезжать на учебу студенты из Пакистана и Нигерии
«Первые реальные последователи ислама появились на Кубе в 1960-х — 1970-х годах, когда в страну на учебу и работу стали приезжать представители дружественных кубинскому социалистическому режиму государств — Нигерии и Пакистана, исповедующих эту религию, — говорит автор книги «Религия на Кубе. Философско-религиоведческий анализ» Антон Данненберг, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — По разным оценкам сегодня там живут до девяти тысяч мусульман». Большинство из них обратились в ислам в последние годы. Многие связывают это с тем, что Рауль Кастро, ставший главой государства в 2008 году, проявляет гораздо больше гибкости, чем его ныне покойный старший брат Фидель, не только в дипломатических и торговых отношениях, но и когда речь идет о свободе вероисповедания.
«Исламская община на Кубе действительно растет в основном за счет новообращенных, — говорит итальянский фотограф Карло Бевилаква. Он был настолько поражен, увидев на улицах Гаваны мусульман, что решил посвятить им отдельный фотопроект. — Большинство из них очень бедные люди, для которых приобщение к новой религиозной практике — своеобразное социальное освобождение, шанс стать членом общины, которая не имеет ничего общего с социалистическим обществом».
Однако выбор не всегда обусловлен верой Особенно это касается женщин. «Многие из них признавались мне, что приняли ислам, поскольку хотели выйти замуж за мусульманина, которому его религия не велит жениться на иноверке», — рассказывает Бевилаква.
К тому же кубинский ислам весьма специфичен. «В странах Латинской Америки национальные особенности всегда накладывали свой неповторимый отпечаток на религиозные практики, — говорит Антон Данненберг. — К примеру, многие кубинские мусульмане едят свинину и пьют алкоголь, не считают обязательным соблюдение поста (Ураза) и совершение обрезания, а также свободно пользуются испаноязычной версией Корана, аргументируя это тем, что Аллах знает и понимает все языки. Поэтому говорить о чистоте исламской традиции среди новообращенных кубинцев довольно проблематично».