Гендер делу не помеха: женщина, бывший топ-менеджер Google, о предрассудках на работе
На рынке IT и стартапов сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, основанные женщинами проекты привлекают менее 3% инвестиций (по данным Crunchbase, за первые восемь месяцев 2021 года такие компании привлекли 2,2% всего венчурного финансирования). С другой, по данным Boston Consulting Group, инвесторам вдвое выгоднее вкладывать именно в компании, где фаундером выступает женщина: на $1 привлеченных средств женщины зарабатывают ¢78, а мужчины — ¢31. Кроме того, по данным Catalyst, именно женщины — главные драйверы в семьях при покупке домов, компьютеров, машин и еды.
Отчасти поэтому ситуация начинает сдвигаться с мертвой точки. На Западе к увеличению количества женщин в бизнесе подталкивает и само бизнес-сообщество. Американская биржа NASDAQ составила новые правила для состава совета директоров. Теперь в их числе должна быть хотя бы одна женщина. Данные TechCrunch подтверждают необходимость этого нововведения — различие гендеров у фаундеров приводит к улучшению бизнес-показателей. Так, женщины могут больше не выбирать между материнством и карьерой. В качестве примера можно привести Уитни Уолф, CEO Bumble — компании, вышедшей на IPO. Уолф — молодая мать и самая молодая CEO в истории публичных компаний. Ее фотография, где она с ребенком на руках нажимает на кнопку, запуская IPO, обошла все соцсети. С каждым годом таких примеров становится все больше.
Как преодолеть это противоречие и построить успешную карьеру в IT невзирая на предрассудки?
Фокусироваться на конкретной цели критически важно
Я устроилась в IT-компанию, где была одной из двух женщин в команде из 200 человек, в начале 2000-х. За четыре года со стартовой позиции прошла путь от инженера до руководителя. В общей сложности я проработала в этой сфере около пяти лет, развивая сложные высоконагруженные системы, в том числе платформу видео-стриминга на федеральном уровне — российский аналог американского YouTube. Совсем молодой интерн среди первоклассных специалистов-мужчин значительно старше себя — мне было 20 лет, а моим коллегам около 30 и больше, — не самое легкое положение. Приходилось работать без отпусков, а иногда и выходных, чтобы подтянуть себя до профессионального уровня коллег, глубоко погружаться в технические вопросы реализации проекта, работу сотрудников, разбираться в деталях. Но я фокусировалась не на сложностях, а на большой цели — профессиональном росте в IT, участии в больших проектах на государственном уровне.