Весы земные и небесные
Видя обычные весы, мы вряд ли задумываемся о древности и важности этого инструмента. А ведь когда-то на весах взвешивали не только товары, но и человеческие души.

Первыми весами человеку служили собственные руки: взяв в них два предмета, можно было узнать, какой из них тяжелее. Но это не позволяло взвешивать ни большие вещи, которые в руках не удержать, ни маленькие вроде драгоценных камней. Еще в незапамятные времена в Двуречье изобрели равноплечные весы – их древнейший образец, найденный археологами, относится к V тысячелетию до нашей эры. Они работали по принципу коромысла: на цепочках, соединенных осью, закреплялись две чаши, на одну из которых клали взвешиваемый предмет, а на другую – груз с определенным весом. Это мог быть наконечник стрелы, гвоздь или обычный камень (в Англии «стоун» – до сих пор мера веса). Позже появились металлические гири, набор которых прилагался к весам. Самые точные измерения выполнялись при помощи зерен, вес которых почти одинаков. У вавилонян самая маленькая мера веса называлась «ше» – хлебное зерно, 60 таких мер составляли шекель, или сикль, а 60 шекелей – мину (0,5 кг), главную единицу веса на Древнем Востоке.

Драгоценные камни до сих пор измеряют в каратах (0,2 г) – это арабское слово означает стручок рожкового дерева, заменявший гирю при определении веса самоцветов. Когда появились золотые и серебряные монеты, их вес тоже выясняли при помощи весов – ведь в разных городах даже одинаковые монеты имели разный вес. Понятно, что продавцы постоянно пытались надуть покупателей, уменьшая вес гирь. В том же Вавилоне пойманным за этим торговцам отрубали правую руку, а непойманным угрожали судом богов, лично отвечавших за точность весов. В мифологии многих народов весы превратились в символ справедливости. Египтяне считали, что после смерти человека бог Анубис кладет его душу на весы, на другой чаше которых лежит «перо истины» богини Маат. Грешную душу, которая перевешивала перышко, тут же пожирало чудовище с телом гиены и головой крокодила. Бога с весами поместили и на небосклон – считалось, что он удерживает воинственного Скорпиона от нападения на мирную Деву. До сих пор астрологи считают, что люди, рожденные под знаком Весов, склонны решать споры мирно и справедливо, поэтому из них получаются лучшие судьи.

Недаром греки дали весы в руки Фемиде, богине правосудия, чье изображение и сегодня можно увидеть в судах. Их тоже волновала проблема точности весов, над которой работали такие гении, как Евклид и Архимед. Последний предложил сделать весы разноплечными – на коротком плече закреплялся крюк для товара, а на длинном на другом крюке подвешивали груз-противовес. Перемещая его по шкале, можно было узнать вес товара. Такие весы первыми стали применять погубившие Архимеда римляне – по-русски они называются «безмен», будто бы от слов «без мены», то есть без изменений. Безмен и правда был точнее и проще равноплечных весов, но римляне все равно совершали особо важные покупки при участии назначенного государством – и весьма уважаемого – весовщика. Об уважении к самим весам говорит то, что их украшали орнаментом, а гирьки делали в виде голов животных и людей. «Весами» (на латыни libra) называлась главная римская мера веса – фунт, равный 327,5 грамма и состоявший из 12 унций, 96 драхм и 288 скрупулов; эту мельчайшую единицу веса, от которой происходит слово «скрупулезный», еще недавно применяли в аптечном деле.

В христианскую эпоху весы рисовали на храмовых фресках – считалось, что на Страшном суде архангел Михаил будет взвешивать на них души грешников. Упомянуты они и в Апокалипсисе Иоанна, где Голод, страшный всадник на вороном коне, «имел в руке меру», то есть весы. Во время голода весы приобретали особое значение, ведь продукты приходилось мерить с точностью до грамма. С той же точностью купцы и менялы Средневековья взвешивали монеты, которые государство нередко «портило», добавляя к благородным металлам менее благородные. На картинах того времени богатеи часто изображаются в компании весов. А Лукас Кранах Старший изобразил девицу нестрогих нравов, отмеряющую на весах золотые, за которые она готова отдаться богатому старику. На картине другого гения, Яна Вермеера, женщина задумчиво смотрит на весы, думая о том, чего больше она сделала в жизни – хорошего или плохого.