Удивительны бывают источники вдохновения

GALA БиографияПсихология

История одной любви / Галина Уланова и Николай Радлов

«Не бывает любви без мученья»

Удивительны бывают источники вдохновения. Для кого-то несчастливая любовь – крушение жизни и карьеры, а для Галины Улановой она стала источником вдохновения. Великая балерина никого так не любила, как Николая Радлова, но вычеркнула его из своей жизни так абсолютно и бесповоротно, что об этом романе Улановой даже не упоминается в большинстве ее биографий.

Текст: Елена Прокофьева

В 1940 году на сцене Кировского – бывшего Мариинского – театра в Ленинграде была дана премьера балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. Путь балета к сцене был долог и труден, пришлось менять все. Меняли либретто, в котором изначально влюбленные должны были остаться живы и воссоединиться. В такой версии прошла премьера балета в 1938 году в Чехии, но для постановки в СССР балет приблизили к классической шекспировской версии с двойной гибелью Ромео и Джульетты. Меняли театр – изначально «Ромео и Джульетту» должны были ставить в Москве, в Большом, но там музыка была признана «нетанцевальной», появилась шутка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете» – и договор был расторгнут. Наконец за постановку взялся балетмейстер Леонид Лавровский из Кировского театра, по его настоянию в значительной степени была изменена и партитура. Но премьера балета в январе 1940 года прошла с оглушительным успехом. Исполнительница роли Джульетты, уже признанная балерина Галина Уланова, и Константин Сергеев, танцевавший партию Ромео, так смогли сыграть на сцене любовь, которая важнее жизни и сильнее смерти, что по Ленинграду поползли слухи, будто между Улановой и Сергеевым – роман. Те, кто был поближе знаком с балериной, знали, что Сергеев для нее – не более чем партнер по сцене, что в Уланову влюблен известный режиссер Юрий Завадский, но балерина холодна к нему, так же как и ко всем прочим своим поклонникам. И никто не подозревал, что свою Джульетту Галина станцевала буквально как андерсеновская Русалочка, ступая по ножам, с каждым шагом испытывая боль, истекая кровью раненого сердца. Ведь незадолго до того, как Уланова начала репетировать в «Ромео и Джульетте», она перенесла тяжелейший разрыв отношений с Николаем Эрнестовичем Радловым. С единственным человеком, которого она любила, единственным, которому она писала любовные письма предельной откровенности, единственным, перед кем замкнутая, таинственная Уланова раскрывала свою душу:

«Любящим не важно, как, но случилось, и ты любишь меня, а я-то полюбила как, ты даже сам этого не понимаешь. Как это могло так случиться, а случилась чудесная вещь, которая заполняет меня так, как никогда раньше… Разум мне говорит, что, конечно, нужно забыть все, забыть для нас же, что это и у других людей, что это просто, не думать, не писать, не встречаться. Но, к сожалению, это разум, и я до сих пор жила им, теперь говорит сердце, а оно не подчиняет себе разум, и я ничего не могу побороть в себе».

«Любовь моя, радость моя, как я счастлива, Боже мой, как я тебя люблю! Только что мама принесла мне твое письмо, я со страхом его распечатала, боялась, что там написано страшное для меня, а оказалось, что ты любишь, вспоминаешь и не бросаешь меня и не велишь мне забыть тебя… я люблю по-настоящему в первый раз в жизни, мне сейчас хочется кричать от счастья – от счастья, что ты любишь меня, что ты хочешь меня видеть, что ты стремишься ко мне. Я буду носить с собой твое письмо и каждую свободную минутку его перечитывать… Что ты мне даешь, если бы только знал!»

Николай Радлов со своим любимым псом Степаном на озере Селигер летом 1938 года. Тогда начался их роман с Галиной.
Галина Уланова к своим двадцати восьми годам совершенно разочаровалась в мужчинах, о любви и не помышляла, жила только своим искусством.

Их роман начался летом 1938 года на Селигере. Там на дачах или в съемных летних домиках жили едва ли не все представители ленинградской богемы. Галина обожала Селигер, но предпочитала уединение. Каждый день, с утра пораньше, пока до нее не добрались знакомые и не позвали куда-нибудь, Галина брала байдарку, ставила в нее патефон, выбирала несколько пластинок с классикой и уплывала. «Байдарка, заросли камышей, белое «поле» кувшинок... Я брала в байдарку патефон и уплывала одна далеко-далеко, в какую-нибудь уединенную заводь, слушала там пластинки. И удивительно сливались музыка и лесные шорохи, плеск воды...» – писала она позже Радлову, вспоминая это лето.

Родители Галины, Сергей Николаевич Уланов и Мария Федоровна Романова, всю жизнь посвятили балету: отец Галины начал карьеру в Мариинском театре в 1899 году, мать – в 1910-м.

Уланова боготворила природу. Для пополнения духовных и физических сил ей было необходимо любоваться пейзажами, находиться одной, в молчании, где-нибудь в лесу или у озера. Никакая беседа даже с самым умным и понимающим человеком не давала Галине того, что давали ей прогулки по березовым рощам или зарослям черемухи. «Природа очень много дает, если ее, конечно, любишь и понимаешь. Только в тишине природы можно рассуждать и думать о чем-то серьезном, о своем, потому что она – не живая, но она – живая, с ней можно разговаривать. Уйду куда-то в лес или в поле, на луг, где нет никого. И там, на свободе можно и говорить громче, можно петь, даже если совсем нет голоса...» – признавалась она в одном из интервью. Даже в книгах Уланова больше всего ценила описания природы, и в заграничные турне брала с собой что-нибудь из Тургенева и отдыхала после спектакля, положив ноги на чемодан и перечитывая избранные места с описаниями природы, – словно гуляя по любимым лесам.

Галине четыре года: в этом возрасте она мечтала стать моряком.

С Николаем Радловым она знакома была и раньше. Она общалась с его младшим братом, режиссером Сергеем Радловым, и со второй женой Николая, художницей Надеждой Шведе, которая писала портрет Улановой. Но прежние ее встречи с Николаем были короткими, и, видимо, ему не показалась привлекательной замкнутая, бледная и на взгляд закоренелого бонвивана совершенно неинтересная вне сцены Галина. И на нее Николай Радлов не произвел какого-либо заметного впечатления. Однако в то лето они увидели друг друга по-настоящему. Посмуглевшая, с высветленными солнцем волосами, грациозная и сильная, так упорно избегавшая общества других отдыхающих, Галина Уланова показалась Радлову не скучной, а загадочной. Ее «побеги» с классической музыкой к кувшинкам и камышам пленили его. Ему захотелось узнать ее ближе, глубже, захотелось раскрыть ее тайну. И он пустил в ход все свое обаяние, отточенное годами богемной жизни. Сначала Николай Эрнестович предпринимал все усилия, чтобы заманить Галину на вечерние дачные посиделки с чаем, где он блистал даже на фоне других образованных людей. Он сделался для нее интересен – и уже мог приходить к ее маленькому домику, где они сидели на лавочке под окном и часами говорили. Галина по природе своей была молчалива, но Радлов умел слушать и тем смог ее разговорить. События развивались быстро, как в балетном спектакле: еще неделю назад Галина не хотела идти в гости к общим друзьям, куда ее настойчиво приглашал Радлов, – и вот она уже ждет его возле своего домика. Все было как в либретто: герои только встретились – и вот уже танцуют па-де-де и сливаются в объятии… Николаю Радлову исполнилось сорок девять лет. Галине, которая в то лето впервые влюбилась, было двадцать восемь с половиной. Она родилась в Санкт-Петербурге 8 января 1910 года (по старому стилю 26 декабря 1909 года) в семье балетных танцоров. Родители – Сергей Николаевич Уланов, режиссер балетной труппы, и Мария Федоровна Романова, балерина, – мечтали о сыне. И когда маленькая Галя начала проявлять совсем не девчоночьи манеры и пристрастия, они сочли, что так вот сказались на ней их мечты.

Галина на каникулах в Москве летом 1925 года. «Я до школы была таким еще якобы мальчиком, озорным и веселым ребенком. А когда меня оставили в интернате, я… страшно застеснялась. Я вдруг «закрылась» накрепко, абсолютно», – вспоминала балерина о своих отроческих годах.

В детстве Галя играла преимущественно с мальчишками, в индейцев или в моряков. Мечтала вырасти и стать капитаном, плавать на корабле вокруг света. «Я была сорванцом. Папа ждал мальчика, и я для него была мальчишкой. О н брал меня на охоту, рыбалку. Я копала ему червяков, только резать их не соглашалась… Когда мы приезжали на дачу под Лугой, то какие-то девочки с лопаточками звали меня делать куличики. Я отвечала им гордо: «У меня лук и стрелы!» Я была очень разбитной», – вспоминала Уланова. Однажды к ней на дачу привели «хорошую девочку» Таню Вечеслову. Улановы и Вечесловы дружили и надеялись, что дочери-ровесницы тоже подружатся и нежная послушная Танечка окажет положительное влияние на Галю. Но Галя от непонятной и скучной гостьи, чьи представления об играх не заходили дальше кукольного чаепития, попросту сбежала, перемахнув через забор… Хотя впоследствии Галина Уланова и Татьяна Вечеслова стали ближайшими подругами и остались ими на всю жизнь.

Галина Уланова (cлева) и лучшая подруга всей ее жизни Татьяна Вечеслова.

Галя очень любила читать, отец позволял ей брать любые книги из домашней библиотеки, и она взахлеб читала всех русских классиков. А еще она была здоровой, активной и музыкальной, и мать решила, что самым правильным будет отдать ее учиться в балетную школу. Тогда это было традицией: в семьях профессия передавалась по наследству. В возрасте девяти лет Галина Уланова была принята в Петроградское хореографическое училище. Ей там пришлось нелегко: других девочек она дичилась, на танцевальных уроках мучилась из-за маленького роста и недостаточной гибкости, на общеобразовательных – из-за стеснительности, так что весь первый год учитель литературы думал, что ученице Улановой с трудом дается чтение, а между тем она знала наизусть стихи и огромные отрывки из поэм Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Урок грима в хореографическом училище. Галина Уланова – во втором ряду третья справа. 1925–1926 годы.

Повезло ей в одном: если до революции в обучении балерин внимание обращали только на внешнее, на технику, то после 1919 года были введены многие гуманитарные предметы, учеников непременно водили в театр, в музеи, в лектории, чтобы они развивались не только физически, но и духовно. В будущем каждую свою роль Уланова обдумывала и, несмотря на условность либретто, читала все, что могла, о той эпохе, к которой относились события балета, чтобы лучше понять свою героиню.

Галина уланова в выпускном спектакле «Шопениана» 16 мая 1928 года. Той же партией Сильфиды Уланова завершила свою театральную карьеру.

Первой ее учительницей была мать: Мария Романова преподавала Галине шесть лет. Она была очень суровым и даже жестоким педагогом. «Помню, как однажды, – писал в мемуарах премьер Большого театра Юрий Жданов, – во время посещения дома Марии Федоровны, Уланова сказала мне тихонько, указывая на старое вольтеровское кресло: «Вот орудие моей пытки». Я сразу не понял, а Галина Сергеевна полушепотом, чтобы не услышала мама, рассказала, что когда она девочкой начала заниматься классикой, то выяснилось, что шаг у нее маловат, и для его развития мама велела ей регулярно садиться на шпагат на ручках этого самого кресла. С тех пор Галина Сергеевна сохранила неприязнь к этому ни в чем не повинному предмету обстановки. Упражнения с креслом результатов не дали, шаг у Улановой так и остался небольшим, но великий мастер хореографии смогла преодолеть свои недостатки – вспомним знаменитый своей законченностью и выразительностью улановский арабеск». Марию Романову сменила Агриппина Ваганова. У нее учиться оказалось еще труднее, она требовала непосильного труда. Галя падала на занятиях в обмороки, а Ваганова унижала ее насмешками. Не удивительно, что Галина становилась все более зажатой, боялась зала и, выходя на сцену, никогда не поднимала глаз. Она всегда так и танцевала – опустив ресницы, и от этого лицо ее казалось отрешенным и загадочным. Позже балетоманы будут видеть в этом особую прелесть, свойственную именно Улановой наряду с ее уникальным артистизмом, умением вжиться в роль и ее сыграть, которые Галина развивала сама, не благодаря своим учителям, а вопреки им.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Король невежд Король невежд

Адриано Челентано

GALA Биография
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Умные вещи века Умные вещи века

10 переизобретений, без которых ты раньше отлично жил, но теперь – не сможешь

Maxim
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Сирша Ронан. Свободное плавание Сирша Ронан. Свободное плавание

К своим двадцати пяти годам актриса была уже трижды номинирована на «Оскар»

Караван историй
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть

Так ли безопасен Оземпик и можно ли худеть с его помощью?

Psychologies
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
«Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов «Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов

Почему стоит смотреть новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути

Правила жизни
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза

Как влияние на стиль одежды партнера может быть формой абьюза

Forbes
Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня

О первой форме энергии и, пожалуй, самой активной из них — стихии Огня.

VOICE
«Мы вместе благодаря Божьему промыслу… и велосипеду»: история женщины, которая нашла любовь в 70 лет «Мы вместе благодаря Божьему промыслу… и велосипеду»: история женщины, которая нашла любовь в 70 лет

История нашей героини доказывает, что встретить суженого можно и в 70 лет

Psychologies
В неделю нужно съедать 30 растительных продуктов: как этого добиться В неделю нужно съедать 30 растительных продуктов: как этого добиться

Как увеличить количество растительных продуктов в своем рационе?

ТехИнсайдер
Не только собака Не только собака

Семь идеальных питомцев для маленького ребенка: дружелюбных и гипоаллергенных

Лиза
Финансовая грамотность: как научиться управлять деньгами Финансовая грамотность: как научиться управлять деньгами

Практические советы по финансовой грамотности от наших героинь

Здоровье
10 советов по организации кухни, которые помогут тебе лучше готовить 10 советов по организации кухни, которые помогут тебе лучше готовить

Готовка начинается еще до того, как ты включаешь плиту

VOICE
О чем не говорят мужчины: 3 самых популярных запроса к психологам О чем не говорят мужчины: 3 самых популярных запроса к психологам

Чем же делятся мужчины с терапевтами?

Psychologies
Если вы узнаете эти секреты, макароны больше никогда не будут слипаться Если вы узнаете эти секреты, макароны больше никогда не будут слипаться

Казалось бы, что может быть проще, чем сварить макароны?

ТехИнсайдер
Теперь можно! Теперь можно!

Устаревшие правила дизайна интерьера, которые давно пора нарушить

Лиза
Дина Корзун: «После «Страны глухих» я проснулась, и вся моя жизнь изменилась» Дина Корзун: «После «Страны глухих» я проснулась, и вся моя жизнь изменилась»

«Как я пришла в сознание» — это моноспектакль. Он не просто автобиографический

Коллекция. Караван историй
Александр Рогов Александр Рогов

Арт + фэшн у Рогова дома: музей редких вещей Гвасалии и Прада

Собака.ru
Когда ужасные птицы правили Антарктидой Когда ужасные птицы правили Антарктидой

Какой была Антарктида, когда по её поверхности бродили древние птицы

Наука и Техника
«Бренд делают люди» «Бренд делают люди»

Надежда Хафизова из тех, для кого «это сделать нереально» — призыв к действию

OK!
Все льготы Арктики: почему выгодно жить в регионах Крайнего Севера Все льготы Арктики: почему выгодно жить в регионах Крайнего Севера

Какие льготы получают жители Арктической зоны?

ФедералПресс
Неземная тачка: как работал лунный ровер NASA в программе “Аполлон” Неземная тачка: как работал лунный ровер NASA в программе “Аполлон”

Как был сконструирован лунный ровер от Nasa?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении