Легенды / Зинаида Кириенко
«Любовь земная» и неземная
Зинаида Михайловна Кириенко... Знаменитая звезда советского экрана. Она же… Аида Георгиевна Широкова. Согласитесь, уже невероятный сюжет: красавица-актриса, которую знают и любят сразу несколько поколений зрителей, всю жизнь прожила под чужим именем, фамилией и отчеством.
В жизни этой удивительной женщины немало загадок и хитросплетений. Тут и стремительный взлет после «Тихого Дона», и отлучение на восемь лет от кинематографа на самом пике карьеры – так председатель Госкино отомстил строптивой красавице за то, что дала ему от ворот поворот, и счастливая любовь, и триумфальное возвращение на экраны. «Я не из тех, кто сдается, плывет по течению. Мне удается сохранять силу духа, оптимизм, – сказала Зинаида Михайловна в самом начале нашего долгого разговора. – Это благодаря сильному характеру и любви, которой меня наградила судьба».
Будущая народная артистка появилась на свет в Махачкале 9 июля 1933 года. Отец – Георгий Широков, выпускник Тбилисского юнкерского училища, по образованию – военный музыкант. Мама – Александра Иванова, работала в отделе кадров Махачкалинского рыбоконсервного завода. Папа – из состоятельной старорежимной семьи, белогвардеец, сосланный на ПМЖ в глухие дагестанские аулы, она – пламенная комсомолка, сознательный строитель коммунизма. Уже гремучая смесь!
И с именем их дочери действительно позднее вышла целая история. В каком-то смысле трагикомическая, в каком-то – героическая и романтическая. Но, как потом оказалось, – пророческая на все сто процентов. Мама, будучи беременной, запоем прочитала роман о судьбе древнегреческой драматической актрисы по имени Аида. Книга произвела на женщину такое неизгладимое впечатление, что она твердо решила: у нее обязательно родится дочь, которая непременно станет драматической актрисой. Поэтому даже имя придумала задолго до ее рождения – Аида.
Зинаида Михайловна поясняет: «Надо было знать мою маму. Лихая кавалеристка – она в седле сидела как амазонка. Слова поперек не скажи! Огонь, а не женщина! Красивая, волевая, энергичная… Решила, что будет девочка, значит, так и будет! Но когда я родилась, мама сильно заболела, и регистрировать меня пошел отец – Георгий Широков. Иначе по законам того времени – штраф. Шел и размышлял: «Аида? Зачем такое замысловатое заморское имя русской девчонке?» И записал: «Зинаида». Когда матери метрику показал, она забилась в истерике. А он успокаивал: «Смотри, Шура: Зина и Ида – два имени. Одно – как ты и хотела».
Поэтому все мое детство и юность я была Идой. Когда родители развелись, я стала Ида Иванова. Во ВГИК поступала как Ида Кириенко – в 14 лет я взяла фамилию и отчество отчима – Михаила Игнатьевича Кириенко. Так и однокурсники меня называли, пока в титрах фильма «Надежда» не понадобилось паспортное имя писать. Герасимов спросил: «Почему ты Зинаида по паспорту?» Я ему всю эту историю и рассказала. С тех пор я – Зинаида. Но все равно привыкала я к этому имени с большим трудом. Только в последнее время смирилась, когда стала Зинаидой Михайловной».
Тридцатые годы прошлого века – время для страны крайне тяжелое. Коллективизация, индустриализация, раскулачивание, репрессии… Потом – война. Семья переехала на Ставрополье – в станицу Новопавловскую. Мама не могла всю себя без остатка посвятить воспитанию дочери, водить ее по кружкам и приучать к сцене. С утра до вечера она то яростно училась, то восстанавливала разрушенные войной элеваторы. Кроме того, руководила кружком ворошиловских стрелков, учила метко стрелять...
Но, судя по всему, родительские гены (все-таки папа обладал абсолютным слухом) дали свои плоды. Лет в 9 на пару с двоюродной сестрой они уже вовсю разыгрывали импровизационные сценки. Например, изображая царицу, Ида залезала на трон и кричала: «А подать сюда жареного солдата!» Почему именно «жареного солдата» – никто не мог понять, да она и сама этого не знала... Девочка с детства неплохо пела, читала стихи, с удовольствием участвовала в школьной самодеятельности. Когда стала чуть постарше, коллектив их драмкружка ездил с концертными программами на полевые станы и пользовался огромной популярностью. Вскоре в местном Доме культуры они поставили «Сорочинскую ярмарку», где Ида сыграла Параску. Это был ее первый выход в «настоящем серьезном» спектакле.
«Помню, у нас в школе был учитель Василь Василич, худой такой, длинный, замороченный. Во время войны он четыре года провел в немецком плену, там выучил немецкий язык и его же у нас преподавал. Он очень часто кирял. И очень любил, когда я и еще один мой одноклассник пели вместо урока. «Кириенко, Примаков! Спойте мою любимую…» И мы затягивали на два голоса. (Поет.): «Скажи, сынок, скажи, родной, скажи, казак мой молодой…» Василь Василич слушает и, прикрыв лицо ладошкой, плачет. Потом ставит нам по пятерке».
По собственным воспоминаниям, в детстве и юности девушка она была очень романтичная, немного чудаковатая – не от мира сего. «Одноклассницы уже вовсю влюблялись в сверстников, а я любила в одиночку уходить на природу, общалась с луной, со звездами. Любила полежать в полыни, надышаться запахом чабреца и долго-долго смотреть в небо. Какая любовь? Я – пела. Я выходила в степь и – «О-о-о-о!!!» Ни души же вокруг – красотища. Вот такие были у меня порывы!»
Но, несмотря на рано проявившиеся способности, всерьез о сцене Ида не думала. Пока не прочитала откровенные дневники своей тети – родной маминой сестры. Тетя Женя была известной циркачкой – в тридцатые годы семейная пара Яков Пименов и Евгения Иванова гремела на всю страну. К сожалению, случилась трагедия – в 22 года она умерла во время родов... Ида сама не раз бывала на их выступлениях: дядя Яша, коверный и клоун, виртуозно играл на концертино размером от спичечного коробка до футбольного мяча и во время своего «коронного» номера перепрыгивал семь автомобилей. А тетя Женя творила чудеса не только под куполом цирка, она еще восхитительно пела, танцевала. И красоты была просто невероятной!.. В этих дневниках тетя подробно и ярко рассказывала, как с детства мечтала выступать на цирковом манеже, как в 15 лет влюбилась в одного из братьев-циркачей Яловых, убежала из дома с бродячим цирком шапито и стала воздушной акробаткой. Описано это было так, что дух захватывало. Оказывается, есть совсем другой мир – волшебный, как будто из сказки. Со сценой, зрителями, прекрасными муками творчества… Буквально дочитав последнюю страницу, Ида загорелась: вот и мне бы так! Именно тогда все было решено окончательно: она пойдет учиться на артистку.
Окончив школу, поехала в Москву – поступать во ВГИК . Конкурс в 1952 году был сумасшедший, но Кириенко приняли – на курс Юлия Яковлевича Райзмана. Правда, с припиской «условно». А это значит – ни общежития, ни стипендии. А где жить, на что?
«Помню, сижу, горюю: как быть? Вдруг ко мне подходит Тамара Федоровна Макарова, которая была в приемной комиссии: «Деточка, мой тебе совет: езжай домой. А на следующий год Сергей Аполлинариевич Герасимов будет свой курс набирать. Он тебя возьмет». Вот что это было? Судьба? Сейчас, спустя много лет, я могу предположить – уже тогда он присматривал актеров для «Тихого Дона». И увидел во мне свою Наталью…»
Но через год, в 1953-м, конкурс был еще более «космическим» – 539 человек на место. И сдавать все экзамены пришлось заново. На последнем Герасимов вдруг задал ей вопрос: а почему вы решили стать актрисой? Ида ответила мгновенно: «Хочу играть, чтобы зрители сопереживали мне так же, как я сопереживала Марецкой и Тарасовой». И в числе двадцати трех счастливчиков, прошедших строгий отбор, была принята. А вскоре стала одной из лучших студенток и уже на первом курсе сыграла свою первую главную роль в кино. Кстати, на съемках дебютной ленты – короткометражки Сергея Герасимова «Надежда», о молодой девушке, которая после школы едет поднимать целину, – с ней случилась история, которую все эти годы актриса вспоминает с улыбкой.