Адриано Челентано

GALA БиографияЗнаменитости

Король невежд

Когда Адриано Челентано пришло официальное уведомление о присвоении ему почетного звания профессора литературы и философии университета Фоджи, откуда родом его родители, он, бросивший школу в 12 лет и с тех пор никогда и нигде не учившийся, написал в ответ: «Я вынужден отказаться, так пришлось бы стать лучше, чем есть, а я не хочу становиться слишком серьезным. Я остаюсь королем невежд».

Текст: Владимир Симонов

Несерьезность, детская непосредственность – способ жизни Челентано. С тех пор как в детстве он был главным клоуном на своей улице, он так и остался «ребенком навсегда». «Недостатки у меня – недостатки ребенка. И вместе со мной они, пожалуй, не взрослеют. Я так и не научился быть взрослым», – признается артист. Даже свой миллионный бизнес он упрямо отказывается вести«по-взрослому»: «Я не подчиняюсь законам шоу-бизнеса – выпускаю альбомы, когда хочу, и не езжу с обязательными концертами только потому, что так положено. Мне на рекламу вообще наплевать, меня и так все знают».

Как и в свое голодное детство, он до сих пор пьет кофе… с маслом – так сытнее. «Да, я кладу масло в кофе, как делала это моя мама», – каждый раз нетерпеливо объясняет Челентано официанту в каком-нибудь элитном ресторане. К своим 80 годам, исполнив около шести сотен песен, записав более четырех десятков музыкальных альбомов и исполнив более четырех десятков ролей в кино, он говорит, что «никогда не чувствовал себя звездой». Ему больше нравится считать себя «человеком из народа». Уже в 25 лет он продал 55 миллионов пластинок и заявил: «Я – это 55 миллионов итальянцев».

Адриано Челентано родился в семье бедняков Леонтино и Джудитты Челентано, в поисках заработка переехавших с сельского юга на промышленный север Италии, в Милан. В январе 1938 года – Адриано появился на свет 6 января – его брату было уже восемнадцать, а сестрам – шестнадцать и двадцать два. «Тогда их очень забавляло, что у них будет маленький брат, в то время как они уже такие большие», – рассказывает Адриано Челентано в своей автобиографии «Рай – это белый конь, который никогда не потеет».

Джудитта Челентано со своим младшим сыном Адриано. Милан. 1943 год.

Но была у него еще одна сестра, в честь которой его назвали и о которой он всегда помнит, хотя знает о ней лишь из рассказов мамы. Именно благодаря ей Адриано с раннего детства поверил в рай. Адриане исполнилось 9 лет, когда она внезапно заболела. «Я думаю, что это была какая-то разновидность вирусного гепатита, не более. Но в те времена не умели это лечить», – считает Челентано. Однажды вечером Адриане стало хуже, и врач сообщил, что девочка умирает. Был поздний вечер, по улице кто-то шел и пел песню. Вдруг умирающая встала с кровати и сказала: «Он же не так поет!» Потом стояла в ночнушке и пела, как рассказывала Джудитта, пела прекрасно. А когда допела до конца и ей зааплодировали, девочка простилась со всеми домашними – бабушкой, отцом, сестрами, кузинами, тетями, братом и мамой – с каждым по отдельности, как будто куда-то уезжала. Видя, что Джудитта плачет, она сказала: «Не плачь, мама, потому что я ухожу в рай». А через час умерла. Прошло четыре года, и однажды Джудитта почувствовала себя нехорошо. Она очень не любила обращаться к врачу, считая неприличным раздеваться перед чужим мужчиной. Потом все же пошла, испугавшись, что заболела серьезно. Врач ее успокоил: «Не волнуйтесь, синьора. У вас третий месяц беременности». Джудитта расстроилась: в свои 43 года считала себя слишком старой и была уверена, что ребенок не выживет. «Моя мать так часто повторяла, что я умру, что убедила в этом всех, и к моему появлению не было приготовлено ровным счетом ничего – ни распашонки, ни пеленки, ничего!» – рассказывает Челентано. Когда же в доме на улице Глюка Адриано Челентано все же появился на свет, он молчал, и все решили, что он и вправду мертвый. К счастью, это оказалось не так.

Дом, где родился Адриано Челентано, находится на улице, носящей имя немецкого композитора Кристофора Глюка, который работал в Милане почти десять лет.

Коренные миланцы считали улицу Глюка настоящим гетто пришлых бедных переселенцев-южан, которых презрительно называли «террони», но маленькому Адриано здесь нравилось. Сразу за домом начиналось поле, где мальчишки гоняли мяч и играли в «чижика». Ребята бегали босиком, ботинки носили на плече, связанные шнурками, чтобы не снашивались, – их передавали подрастающим братьям и сестрам. Все кругом были смуглыми, общительными, доброжелательными и шумными. Порой взрослые говорили на южном диалекте, который детям казался специальным, очень смешным коверканьем. Во дворе постоянно устраивались застолья с пением. В семье Челентано все пели и играли сразу на нескольких инструментах – гармонике, мандолине и гитаре. «Один я не пел, даже «ла-ла-ла» не мог спеть», – рассказывает Адриано.

В первый класс он пошел в разгар войны, в 1943 году. Учиться ему сразу не понравилось, но каждое утро мама оплеухой направляла на путь истинный. Лишь однажды Джудитта разрешила сыну остаться дома – по каким-то не понятным ей самой причинам. «Мама, вспоминая этот случай, приписывала его Провидению, не меньше. Потому что в тот день нашу школу на виа Сондрио разбомбили, практически все дети погибли под обломками здания», – рассказывает Челентано.

Когда умер отец и Джудитта, которая работала с утра до ночи, уже не могла справляться с подрастающим сыном, которого соседи прозвали «землетрясением» – «я был слишком живым и чаще, чем любой другой, устраивал большие беспорядки», Адриано отправили к монахам – в вечерний приходской детский клуб, но он и там изображал из себя клоуна. Священник жаловался, что Челентано его передразнивает, читает проповеди, а дети хохочут.

Однажды мама заявила: «Ты, когда вырастешь, должен заняться двумя делами. Или одним, или другим: стать или певцом, или цирюльником». «Нет, певцом – никак. Я не умею. И потом, мне не нравится петь», – ответил мальчик. Оставалось только стать цирюльником, как дядя Амадео. Но Адриано заявил, что хочет стать художником. Джудитта лишь развела руками.

Художником он решил стать после того, как в наказание за списывание учитель поставил его стоять у доски, а тот, чтобы скоротать время, стал на обратной стороне доски срисовывать открытку, лежавшую на учительском столе. Очень старался точно передать детали и даже оттенки а в конце урока учитель решил посмотреть, что там накарябал этот неуч, и обомлел: «Молодец, Челентано! И горе тому, кто сотрет этот рисунок без моего разрешения». Теперь на доске писали только на одной стороне. «И, помню, этот рисунок оставался там весь год», – с гордостью говорит Челентано.

Но развить художественный талант не удалось. Джудитта, которой было трудно прокормить семью, разрешила младшему сыну-балбесу бросить школу после пятого класса. Он был водопроводчиком, помощником в типографии, точильщиком... Сточив огромный мясницкий нож до размера перочинного, но зато с выгравированной фамилией мясника, стал в лавке напротив точильной подмастерьем часовщика. И так далее.

Между тем старший сын Джудитты Алессандро женился и пригласил маму с Адриано, едва сводивших концы с концами, жить у него. Переезд с улицы Глюка прошел мучительно. Он был влюблен в девчонку из своего подъезда, но та об этом узнала, лишь когда песня «Парень с улицы Глюка», с которой Адриано выступил в Сан-Ремо, возглавила мировые хит-парады и была включена в школьные учебники Италии. «Наверное, нахальство приходит постепенно», – шутит Адриано.

В отъезде с улицы Глюка была и положительная сторона. Жена брата Алессандро, считавшая, что младший Челентано годен лишь на то, чтобы быть клоуном, взялась устроить его будущее и послала на конкурс двойников фотографию, где Адриано изображает американского комика Джерри Льюиса. И Адриано занял первое место. Ему вручили 100 000 лир и пригласили на фотосессию – на предмет будущих ролей. Адриано довел фотографа до истерического смеха, а потом и просто до истерики. На этом все и закончилось. «Безалаберный, экспансивный, не подходит», – сказал про него продюсер.

Адриано на фотосессии конкурса двойников имитирует на Соборной площади Милана американского комика Джерри Льюиса. 1956 год.

Итальянская жизнь тогда была взбаламучена Америкой. Парни, рискуя загреметь в участок, затягивались в брюки-дудочки, девушки укорачивали юбки до тех пор, пока родители не отправляли распутниц в монастырские школы. Рок-н-ролл – спасибо контрабандистам – шагал по планете. Приятель дал Адриано послушать «Rock around the clock» Билла Хейли, Адриано выучил ее наизусть и пел целыми днями в часовой мастерской: «Я заболел этой музыкой. Я почувствовал, что во что бы то ни стало должен ее петь, потому что она была внутри меня». Но важнее всего для него были девушки. Он не умел с ними знакомиться и «для тренировки» стал ходить в танцзал на проспекте Дзары в Милане. Но даже просто пригласить девушку на танец было для него большой проблемой. «И еще тяжелее было назначить свидание, или вести ее в кино, или попытаться делать что положено. Какое испытание!» – вспоминает он. Стараясь произвести впечатление в танцзале, он говорил: «А я знаю «Rock around the clock»». И однажды над ним подшутили. Приятели договорились с руководителем оркестра танцзала, после чего силой вытолкнули Адриано на сцену. «Я настолько хорошо выучил с пластинки музыку, слова и все остальное, что казался, в общем, настоящим американцем. И, помню, это был шок, прежде всего для меня, потому что я не ожидал подобного успеха », – рассказывает Челентано.

По ступенькам со сцены он спустился местной знаменитостью. Теперь уже не ему, а девушкам нужно было добиваться от него приглашения, ему даже пришлось записывать их в очередь. Владелец танцзала перестал брать с него плату за вход.

Но танцзал он быстро перерос и стал пропадать в ресторане «Святая Фекла», где группа парней исполняла на сцене настоящий буги-вуги, а он там пел. «В «Святой Фекле» я был королем, первым номером », – говорит Челентано, который тогда за свои выступления получал от хозяина бутерброд и стакан пива. Он по-прежнему работал часовщиком и после ночных тусовок в «Святой Фекле» был вынужден вставать в 8 утра.

Тогда же Адриано познакомился с колоритной тройкой чокнутых парней, как он сам, приехавших из Турина. Они называли себя Rock Boys, подражали всем, кого могли услышать на пластинках, слова запоминали на слух, обычно неправильно. Чтобы звучать «по-американски», пели с камешками во рту. Челентано тоже так умел, и Rock Boys пригласили его солистом.

18-летний Адриано со своей группой Rock Boys на сцене миланского театра «Смералдо». Декабрь 1956 года.

«А я-то думала, что из всех моих детей он – единственный, кто не умеет петь и не имеет ни малейшего представления о том, как нужно петь, – признавалась Джудитта. – А когда он начал наконец петь непотребным голосом, выделывая припадочные па (за свою манеру танцевать на сцене Челентано получил прозвище Молледжато – «на пружинах», – которое прилепилось к нему на всю жизнь. – Прим. ред.), я готова была хвататься за голову и рвать на себе волосы. Думала, что у меня растет форменный поганец и разгильдяй». По ее представлениям сын намеревался сделать карьеру в варьете: «Все эти полуголые женщины, все эти пляски, все эти сальные шуточки, перья и блестки. Помилуй бог!» Когда Адриано принес ей первый гонорар, она бросила деньги ему в лицо. «Я не хотела брать эти деньги, потому что считала, что это были грязные, развратные деньги. Адриано, бедняжка, очень обиделся тогда», – вспоминала Джудитта. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отверженный принц Отверженный принц

Жизнь великого танцовщика и балетмейстера Сергея Лифаря

GALA Биография
Константин Победоносцев Константин Победоносцев

Портретная галерея Дмитрия Быкова

Дилетант
Женитьбы Фигаро Женитьбы Фигаро

Обаяние, ироничный юмор, улыбка с тенью грусти – таков был Андрей Миронов

GALA Биография
Дыхание природы Дыхание природы

Сегодня многие выбирают экологически чистые продукты и предметы быта

Лиза
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
Шальные головы Шальные головы

Архитекторы из бюро Humbert & Poyet создали шале в Гштааде

AD
Четыре часа смартфона в день связали с повышенным риском ментальных нарушений у подростков Четыре часа смартфона в день связали с повышенным риском ментальных нарушений у подростков

Использование смартфона четыре часа в день связано с высокими оценками стресса

N+1
Юрий Грымов: «Между «поржать» и «посмеяться» большая разница. Второе — гораздо сложнее» Юрий Грымов: «Между «поржать» и «посмеяться» большая разница. Второе — гораздо сложнее»

В декабре 2016 года Юрий Грымов возглавил Московский драматический театр «МОДЕРН». С новым художественным руководителем театр получил не только новое лицо, но и приобрел второе дыхание, ожил, заговорил современным языком.

Psychologies
Медитативное погружение в помидор Медитативное погружение в помидор

Как приготовить блюдо, которое ошеломит гостя и вызовет у него восторженный шок?

Bones
Особенности спорта в зимний период Особенности спорта в зимний период

Мороз, ветер, слякоть... Многим из нас зимой лишний раз на улицу выходить не хочется, не то что спортом заниматься. А зря! Физическая активность в холодное время даже важнее и полезнее, чем в теплое. Так что перестаем прятаться под одеялом и выбираем занятие по душе.

Psychologies
Наталья Коростелева. Конец главы Наталья Коростелева. Конец главы

Кто бы мог подумать, что давние шутки окажутся пророческими

Караван историй
«Нет» диетам, «да» осознанному питанию «Нет» диетам, «да» осознанному питанию

Похудеть на диете — возможно ли это? Все, кто пробовал, знают: это не работает. Подтверждают это и специалисты. И дело не в том, что с вами что-то не так, — просто сам метод никуда не годится.

Psychologies
Тимур Абузяров Тимур Абузяров

Шеф-повар московских ресторанов Cevicheria и Beer Happens

Esquire
Квартира для русского в Берлине Квартира для русского в Берлине

Апартаменты на Потсдамер-плац

AD
Квартира под аренду в Артеме Квартира под аренду в Артеме

Квартира в новостройке в стиле лофт

AD
Транзитная квартира в Москве Транзитная квартира в Москве

Квартира на 1‑й Тверской-Ямской улице

AD
Бицепс Афродиты Бицепс Афродиты

«Огонек» познакомился с самой накачанной девушкой планеты

Огонёк
Усталая? Довольная! Усталая? Довольная!

Фитнес поможет тебе не только быть в форме, но и развить сексуальность

Лиза
Человек тревожный: эпидемия XXI века Человек тревожный: эпидемия XXI века

Парадокс современности в том, что мы боимся смерти, но каждый день убиваем жизнь, тратя ее на ненужную суету, избыточную информацию, страхи о будущем, пережевывание прошлого. Осознавать текущий момент нам мешает тревожность, ставшая эпидемией XXI века, считает когнитивный психотерапевт Дмитрий Ковпак.

Psychologies
К Хабенский К Хабенский

Константин Хабенский – герой февральской обложки

Esquire
В гости к поэту В гости к поэту

Мы взяли седан Kia Cerato и отправились в музей-усадьбу Александра Блока

АвтоМир
Гражданин Маккейн Гражданин Маккейн

Сенатор Маккейн несмотря на рак продолжает стоять на своем

Esquire
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Мы нередко слышим призыв «жить настоящим». Но что это значит? И зачем это нужно?

Psychologies
Спортивный шпионаж. Как приложение для фитнеса стало угрозой для военных и спецслужб всего мира Спортивный шпионаж. Как приложение для фитнеса стало угрозой для военных и спецслужб всего мира

Как спортивное приложение подняло на уши спецслужбы

СНОБ
Мальчик Апрель и резные листья Мальчик Апрель и резные листья

Насколько по-разному родители могут видеть сильные и слабые стороны ребенка

СНОБ
Репутационные иски и риски Репутационные иски и риски

Репутация сегодня — товар, в котором заинтересована и власть

СНОБ
Kia Optima Kia Optima

Каких «сюрпризов» стоит ждать от автомобиля, приобретаемого на вторичном рынке

АвтоМир
«Страх или скука покажут, что вы двигаетесь не туда» «Страх или скука покажут, что вы двигаетесь не туда»

Травмы и внутренние запреты внушают чувство беспомощности. Но они не могут убить в нас свободу воли. Философ Алекс Паттакос объясняет, как избавиться от груза прошлого и взять ответственность за свою жизнь.

Psychologies
По старой памяти По старой памяти

Проект современной квартиры с элементами ар-деко

AD
Стой, стрелять буду! Стой, стрелять буду!

Адвокат Добровинский вспомнил неприличную, но очень красивую историю

Tatler
Открыть в приложении