Актер Иван Колесников переживает новый виток успеха

GALA БиографияЗнаменитости

Движение вперед

Беседовал Андрей Захарьев

«На съемках «Движения вверх» – целый ряд сцен снимали в Лос-Анджелесе, и этот кадр как раз оттуда», – говорит Иван Колесников.

Актер Иван Колесников переживает новый виток успеха: в начале года в прокат вышел фильм «Движение вверх» – о триумфе советских баскетболистов на Олимпиаде-72, – побивший все рекорды сборов отечественного проката. Ивану досталась роль Александра Белова, талантливого спортсмена, благодаря которой актер, до этого игравший и в театре, и в кино, фактически перезапустил собственную карьеру. «Надо было, чтобы жизнь меня сначала окунула, а потом направила вверх», – говорит он.

– В фильме «Движение вверх» тренер, герой Владимира Машкова, говорит, что «полет – это естественное состояние баскетболиста». Как бы вы в этом смысле охарактеризовали естественное состояние актера?

– У меня состояние на съемках – это что-то сродни куражу. Например, я на площадке не могу сидеть. Либо хожу, либо что-то еще делаю. Мне все время надо себя бодрить, иначе я кисну, останавливаюсь, и мне потом сложно набирать обороты, особенно если сцена эмоциональная. Например, в «Движении…» есть сцена, где мы выиграли один из матчей и отмечаем это в баре. И вот мы должны куражиться, напиваться, а снимали это в 4 утра. Как в такую рань быть навеселе? Поэтому ничего не остается, кроме как держать себя в тонусе.

– Пришли вы на съемку – до вашей сцены еще долго. Что делаете?

– Беру с собой книжку, сценарий разбираю, учу текст. Вариантов много – можно просто играть в карты с товарищами по площадке.

– Стоя?

– Стоя. В карты или нарды. На самом деле это проблема: в актерской профессии ты постоянно ждешь – когда начнут снимать твою сцену. А еще раньше – когда предложат играть достойную роль. Но те моменты, когда ты все-таки в кадре, компенсируют все.

– Как вы дождались роли в «Движении вверх»?

– Этих съемок никогда не было бы в моей жизни, если бы не Станислав Сергеевич Говорухин, у которого я снялся в «Конце прекрасной эпохи». Это мой крестный отец в кино, ему я в первую очередь благодарен за случившееся. Случается же как: попадаешь в большое кино или к большому режиссеру, тебя замечают и предлагают что-то еще. Не думал я, что это так работает, пока этого не случилось со мной.

«В «Конце прекрасной эпохи» я играл журналиста Андрея Лентулова: Станислав Говорухин специально хотел, чтобы герой был и внешне, и по поведению не похож на Сергея Довлатова, по мотивам произведений которого и снята картина».

– А вы думали, как работает?

– Приходишь на пробы, и если подходишь по типажу и не совсем обделен талантом, то утверждают. Конечно, гораздо быстрее это случается, если активно живешь светской жизнью. После съемок у Говорухина у меня были первые пробы у режиссера «Движения вверх» Антона Мегердичева.

– А сколько этих проб было-то?

– Сначала у Антона я пробовался на роль Сергея Белова. Прошло несколько месяцев, я про эти пробы забыл, и тут меня вызывают Антон и продюсер фильма Леонид Верещагин. Говорят: слушай, вот есть роль Саши Белова, там болезнь, любовная линия – хорошая работа для актера. Не хочешь?

Единственная проблема у меня была с баскетболом, а это – совсем не мой вид спорта. Никогда в него не играл. Пришлось многому учиться. Если посмотрите на баскетболистов, у них даже походка особенная. Тренировались мы в зале на «Белорусской », под руководством Александра, сына Сергея Белова. Мне было тяжело, я вообще спорт не очень люблю в принципе. В детстве занимался водным поло, конным спортом, сейчас сноуборд люблю. Разминки, упражнения для поддержания тонуса – это да, а вот к большому спорту отношусь скептически. И тут мне пришлось, помимо баскетбола, в зал ходить, железо качать, на дорожке бегать… В общем, перешагнул через себя фактически, но это того стоило.

– Баскетбольная походка у вас во время съемок появилась?

– В какой-то степени – да. Но полностью ее не перенять, все-таки профессиональные спортсмены с 6–7 лет занимаются.

– На шпагат сесть можете?

– Растяжка стала лучше, я стал прыгучее, научился в корзину попадать. В общем, овладел какими-то минимальными навыками. На съемках у меня был дублер, который сложные трюки выполнял. Но все равно в баскетболе, как и в любой профессии, есть масса нюансов, которые с наскока не постигнешь. Например, на поле есть специальная расстановка, разрабатывается стратегия и тактика. Во все это надо вникать. Так что я чувствовал себя ребенком, не понимал – куда бежать, что делать, какого нападающего и как «страховать». Но нам ребята-баскетболисты помогали, подсказывали.

– Правильно ли я понимаю: в броске, которым тогда в матче на Олимпиаде-1972 Александр Белов на последних секундах забил американцам, ничего особенного нет?

– Конечно. Это обычный бросок, из простейших, таким юнцы от щита забивают. Мне кажется, когда Александр поймал этот мяч, он был шокирован тем, что оказался под самым кольцом, а тут еще последние секунды матча, и он выбрал самый оптимальный вариант. Наверное, если бы в тот момент можно было пододвинуть стул, встать на него и просто вложить мяч в кольцо, Белов так бы и сделал. Уникальность того броска все же заключается в том, что он сделан с подачи Ивана Едешко. У них это был отработанный прием: Иван бросал мяч с одного конца поля на другой, а Саша, находясь у кольца соперника, ловил и забивал. В том олимпийском матче был такой ответственный момент – никто не думал, что это удастся. И американцы были уже уверены в своей победе, расслабились. Нашим просто фортануло – да так, что теперь об этом снимают кино.

«Я хорошо помню эту сцену: по сюжету в этот момент из команды уходит тренер Александр Гомельский, а на его смену приходит новый наставник – Владимир Кондрашин, которого в фильме зовут Гаранжиным. Он как раз и берет моего героя из «Спартака» и приводит в олимпийскую сборную».

– Вы в лицо мячом получали?

– На площадке разное случалось. Сустав себе выбивал, пальцы. Мяч тяжелый, летит сильно, бывает крученым, его надо уметь и принимать, и бросать. Колени себе повреждал: к тому же в те времена не было специальных кроссовок, играли в кедах, так что суставы убивались. Ходил на МРТ, мне сказали, что у меня открепился мениск. Но все это ерунда по сравнению с моей любовью к профессии.

– Что за человек был Александр Белов и каким вы его делали?

– Мне кажется, он был подорванный игрой, любил баскетбол не на уровне разума, а на уровне инстинкта. Судите сами: человек, заболевший саркомой сердца, продолжает играть. Это удел людей молодых (а Саше тогда было 22–23 года) и увлеченных: они не могут остановиться и считают, что лучше сыграть и умереть, чем оставить игру, прожить чуть больше и все равно умереть. Тот, у кого есть жизненный опыт, семья, дети, ответственность, наверное, будет бережливее к себе относиться. Саша же был в хорошем смысле юным раздолбаем. Если Сергей Белов подходил к игре с математическим расчетом, то Саша Белов понимал, что он в силу молодого организма способен на многое, ему ничего не надо специально для этого делать. Став старше, он, наверное, стал бы тренироваться, но на тот момент ему это было не надо. В этом, видимо, и заключался спортивный талант. Таким я и хотел Сашу сделать на экране – абсолютно поглощенного игрой. У него ведь и любовная линия есть, но он даже от нее отказывается, потому что понимает: лучше он вложит оставшуюся ему жизнь в игру, чем заставит эту девушку мучиться с ним, умирающим человеком.

– Смущало ли вас, что картина «Движение вверх» сделана по неким лекалам «Легенды № 17»? Даже команда авторов во многом та же.

– Во-первых, надо понимать, что ничего нового придумать нельзя. Во-вторых, фильмы про хоккей были и раньше, а про баскетбол – нет, это не самая близкая нам игра. Так что я не стал бы сравнивать «Легенду…», которая мне очень понравилась, и «Движение…», но рядом бы их вполне поставил. Посмотрим, что скажут люди.

– «Легенду…» критиковали за то, что Харламов получился не советским человеком, а каким-то супергероем. Была ли у вас такая проблема – сыграть именно советских спортсменов?

– У нас нет супергероев. У нас там много хороших человеческих сцен с грузинскими спортсменами, еще на той же Олимпиаде был теракт (палестинские террористы взяли в заложники членов израильской сборной), но в фильме упор все-таки на игру, на спорт, на лечение моего персонажа.

«Кадр из фильма – в лос-анджелесском дворе мы играем с местными ребятами в стритбол и проигрываем. В роли фактурных американских парней – не случайные люди, а прошедшие кастинг актеры».

– Еще одна популярная тема для дискуссии – это мифологизация советской истории.

– Думаю, что у любой истории есть две стороны. А вспомните историю 28 панфиловцев – там тоже многое было по-другому. Их было не 28, среди них были предатели, но были и герои, так что смотреть на это можно по-разному. История «Движения вверх» – это не только про то, как нашим ребятам повезло и они забили на добавленных трех секундах. Это история тренера и его помощника, которые добились этого дополнительного времени, этого пацанского броска Саши Белова. Кино должно быть немного мифологизацией, иначе это не кино. Это даже на стиле игры в фильме отразилось: в те времена играли гораздо медленнее, баскетболисты были не такие раскачанные, это сегодня огромные парни бегают, финты делают, летают – показать то, как это было тогда, получилось бы не так зрелищно. Так что здесь можно сделать все лучше, быстрее, красивее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юрий Батурин: Юрий Батурин:

Юрий Батурин рассказывает о своем детстве и долгом пути к славе

Караван историй
7 сумасшедших японских фильмов, которые никогда не осмелятся переснять в Голливуде 7 сумасшедших японских фильмов, которые никогда не осмелятся переснять в Голливуде

Супергерой-извращенец? Да! Вагина-огнемет? Тоже есть!

Maxim
Борьба за историческую правду Борьба за историческую правду

Евросоюз переписывает под себя историю Второй мировой войны

Эксперт
Фитнес на снегу Фитнес на снегу

Тренировки на свежем воздухе укрепляют иммунитет

Лиза
Евгений Ткачук Евгений Ткачук

Актер и режиссер Евгений Ткачук создал первый в России конный драмтеатр

Собака.ru
Чаевые Чаевые

Арт-директор ресторана — что за фрукт и чем занят?

SNC
Практичный подход Практичный подход

Как избавиться от ощущения остановки, «потолка»? Какие цели ставить?

Psychologies
Евгения Кондрашина. Три последние секунды Евгения Кондрашина. Три последние секунды

О фильме "Движение вверх" и о том, как все было на самом деле

Караван историй
Культурный код Культурный код

Как треска спасла человечество, открыла Америку и стала в Москве дефицитом

Tatler
Парадокс Загитовой: почему не все рады за новую олимпийскую чемпионку (и почему это неправильно) Парадокс Загитовой: почему не все рады за новую олимпийскую чемпионку (и почему это неправильно)

Противостояние российских фигуристок в Пхенчхане было самым драматичным моментом

Esquire
Как перекусывать, чтобы не набирать вес Как перекусывать, чтобы не набирать вес

В нашем сознании перекус часто ассоциируется с вредной привычкой, однозначно ведущей к появлению лишних килограммов. Между тем диетологи совершенно не против пары перекусов в течение дня. Важно лишь соблюдать несколько правил.

Psychologies
Смутный день календаря Смутный день календаря

Почему создание революционной армии отмечают сейчас

СНОБ
Бессеребренники Бессеребренники

Как идеи режиссера Кирилла Серебренникова живут без него

Esquire
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
Поселок старых большевиков Поселок старых большевиков

Адвокат Добровинский вспомнил, что были у него в Париже политические убеждения

Tatler
Диана Крюгер: “Производство кино в Америке — очень большой и обезличенный процесс” Диана Крюгер: “Производство кино в Америке — очень большой и обезличенный процесс”

Диана Крюгер рассказала о том, каково это — впервые  сыграть на родном языке

Esquire
Ритмы Абу-Даби Ритмы Абу-Даби

Не ищи машину времени, а купи билет до Абу-Даби

Cosmopolitan
Окно в Азию Окно в Азию

67‑метровая московская квартира с азиатскими мотивами

AD
Наваристые блины Наваристые блины

Суп на Масленицу

Огонёк
«Просто иди и прыгай. И не забывай улыбаться»: почему Загитова выиграла Олимпиаду «Просто иди и прыгай. И не забывай улыбаться»: почему Загитова выиграла Олимпиаду

О главной победе на Олимпийских играх

Esquire
Идея! Идея!

Режь как шеф-повар, добыча светящегося порошка, редкий брак

Maxim
Сами с ушами Сами с ушами

Рассказываем вам о впечатлениях от Disneyland

Добрые советы
Дом с ярким характером Дом с ярким характером

Интерьер квартиры на Старом Арбате, где уживаются самые разные стили

Домашний Очаг
Поселок чемпионов Поселок чемпионов

Как маленький поселок стал одной из бильярдных столиц России

Огонёк
На всех... угодишь! На всех... угодишь!

В нашем очередном обзоре самые интересные однодневные поездки из Москвы

Лиза
Алексей Герман Мл. Алексей Герман Мл.

Как и для чего Алексей Герман-младший снял кино про Сергея Довлатова

Maxim
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика
Джулианна Мур Джулианна Мур

Интервью с Джулианной Мур

L’Officiel
Татьяна Краснова: У нас так не принято Татьяна Краснова: У нас так не принято

Стыд за свое отечество как важная составляющая воспитания патриотизма

СНОБ
Торжество цивилизации Торжество цивилизации

Иван Давыдов: Власть в стране стала более прогрессивной

СНОБ
Открыть в приложении