Три поколения коммунистических монархов Ким

GALA БиографияОбщество

Власть / Семейство Ким

Династия

Маленькая и бедная Северная Корея оказалась сегодня в эпицентре мировой политики – во многом потому, что уже 70 лет ей правят три поколения коммунистических монархов Ким, готовых ради сохранения своей власти на все, вплоть до ядерной войны.

Текст: Вадим Эрлихман

«Ким» по-корейски означает «золото», в чем можно увидеть знак особого предназначения – если бы ту же фамилию не носила как минимум четверть населения страны Чосон, известной миру как Корея. В начале ХХ века это древнее королевство лишилось независимости, став японской колонией. Новые хозяева обрекли корейцев на бесправие и тяжелый труд, что вызывало протесты прогрессивной молодежи. К ней принадлежал и родившийся в 1912 году Ким Сон Чжу, сын сельского учителя и по совместительству протестантского проповедника. Позже пропаганда постаралась это скрыть – в коммунистической Корее протестантизм, как и все прочие религии, стал уголовно наказуемым. Вообще корейское «министерство правды» так поработало над биографией вождя, что ее стало не узнать. Оказалось, что он буквально с первых дней жизни был одержим мечтой об освобождении народа, в девять лет уже стрелял из рогатки по японским жандармам, а когда подрос, создал Освободительную армию. Заодно сменил имя, скромно назвавшись Ким Ир Сеном, что значит «Золотое восходящее солнце».

На самом деле «армия», состоявшая из сотни бойцов, благоразумно не лезла в густонаселенную Корею, а партизанила в маньчжурской тайге. Лишь однажды бойцы Ким Ир Сена совершили рейд на родину и сожгли полицейский участок в городке Почхонбо. Скоро под натиском японских карателей партизаны бежали в советское Приморье. Там Ким Ир Сен вступил в ВКП(б) и женился на боевой подруге, юной дочери батрака Ким Чен Сук. В феврале 1942 года в селе Вятском под Хабаровском у них родился первенец Юра, получивший потом другое имя – Ким Чен Ир. Партийные пропагандисты дали ему и другое место рождения: подножие горы Пэктусан, где, по преданию, родился основатель корейской монархии Тангун, сын небесного божества и медведицы. Ким-первый, ставший капитаном Красной армии, не терял надежды вернуться на родину. Со своими партизанами он совершал набеги на японские гарнизоны, а после освобождения Кореи вернулся туда в обозе советских войск. В октябре 1945 года на митинге в Пхеньяне генерал Иван Чистяков представил Ким Ир Сена горожанам как «знаменитого партизанского вождя».

Но Ким Ир Сену только еще предстояло стать вождем. С ним соперничали как другие партизанские лидеры, так и старые коммунисты. Ким с его четырьмя классами образования не мог тягаться с ними в марксистской премудрости, зато проявил себя неутомимым оратором и мастером тайных интриг. Вскоре он возглавил временное правительство Северной Кореи – Южная была под протекторатом американцев, назначивших премьером деятеля Корейской методистской церкви Ли Сын Мана. Ни Север, ни Юг такое положение не устраивало: обе стороны готовились завладеть всей страной. В августе 1948-го в Сеуле была провозглашена Республика Корея, через месяц в Пхеньяне – Корейская Народно-Демократическая Республика. Ставший ее главой Ким Ир Сен поселился в бывшем особняке японского губернатора: к несчастью, там был пруд, где утонул младший сын премьера, пятилетний Шура. Скоро в семье случилась новая трагедия – 31-летняя Ким Чен Сук скончалась во время очередных родов. Ким погоревал и скоро завел себе новую жену, 20-летнюю секретаршу Ким Сон Э.

Будущий Ким Ир Сен (слева) на старательно отретушированном семейном фото. Его отец Ким Хен Чжик был брошен японцами в тюрьму, где заболел туберкулезом и вскоре умер.

Личные дела вскоре отошли на второй план – весной 1950 года Ким Ир Сен побывал в Москве у Сталина, и тот благословил «освобождение» Юга, пообещав помочь оружием. 25 июня северокорейские войска пересекли 38-ю параллель, по которой проходила граница, и едва не сбросили врагов в море. Тут в их тылу высадились американские «джи-ай» и прогнали кимовское воинство до китайской границы. За союзников вступились китайские «добровольцы», а когда разгневанные американцы начали бомбить не только Корею, но и Китай, их пыл охладили советские летчики. Три года войны опустошили страну, погубили миллионы жизней, но не принесли победы ни одной из сторон. Летом 1953-го на той же 38-й параллели было подписано перемирие. В неудаче «освободительного похода» Ким Ир Сен обвинил своих соперников. Одни были казнены, другие «покончили с собой», как первый секретарь правящей Трудовой партии Хо Га И, или «умерли от сердечного приступа», как популярный в народе полководец Ким Чхэк. Ким остался единственным вождем.

Счастливая семья будущего вождя – Ким Ир Сен, его жена Ким Чен Сук и сын Ким Чен Ир. Фото сделано в центре подготовки корейских партизан под Хабаровском.

Советский Союз и Китай дружно помогали КНДР строить социализм, пока между двумя державами не возник конфликт. Вначале северокорейский режим занял сторону китайцев, выдвинув лозунг: «Корея с Китаем неразлучны, как губы с зубами». В итоге советская помощь Пхеньяну резко сократилась, а Китай, где бушевала «культурная революция», не мог ее заменить. Тогда Ким Ир Сен провозгласил политику чучхе, что можно перевести как «опора на собственные силы». На съезде партии он объявил: «Мы должны делать десять шагов там, где другие делают один». Движение за перевыполнение плана получило имя сказочного коня Чхоллима, «пробегающего тысячу ли». Передовикам увеличивали продуктовые пайки, отстающим – уменьшали, а лентяев, как и недовольных, ждали «лагеря перевоспитания». Сочетание кнута и пряника сделало свое дело: экономика страны начала расти. Сам Ким ездил по стране на собственном поезде и «руководил на местах» работой заводов, колхозов и ферм. Ему удалось наладить отношения с СССР – после тайной встречи с Брежневым во Владивостоке советская помощь вновь потекла в страну. Прежде всего военная: Пхеньян не терял надежды покорить Юг. В 1968 году северокорейские моряки захватили у берегов страны американский корабль «Пуэбло», Вашингтон угрожал ядерным ударом, но после ноты Москвы отступил.

Ким Ир Сен объявил себя «вернейшим учеником» Сталина, от которого ждал помощи в войне за объединение Кореи. На демонстрациях портреты двух вождей долгое время носили вместе. 1942 год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Король невежд Король невежд

Адриано Челентано

GALA Биография
Звезда эфира Звезда эфира

Крупнейшие компании мира внедряют в свою работу распределенную систему Ethereum

Популярная механика
Человек из Кемерова Человек из Кемерова

Андрей Панин: «Здравствуйте, меня зовут Андрей... Но я и на Ивана откликаюсь»

GALA Биография
Че вам надо Че вам надо

Стивен Смит отправляется в Аргентину и находит родного брата Че Гевары

Esquire
Змеи, лютичи и диадемы Змеи, лютичи и диадемы

Культуролог и фольклорист Александра Баркова про разные новогодние традиции

Seasons of life
Как преобразиться после родов за один день Как преобразиться после родов за один день

Как современная медицина помогает улучшить сексуальную жизнь

СНОБ
Вдруг без друга Вдруг без друга

Подруг в отличие от родителей мы выбираем сами

Cosmopolitan
Хроника одного переворота Хроника одного переворота

Захватить власть в стране осенью 1917 года мог кто угодно

Дилетант
Джереми Микс Джереми Микс

Даже если вас посадили в тюрьму, можно стать моделью — как Джереми Микс

Numéro
Полина Филоненко: Привычка взрослеть Полина Филоненко: Привычка взрослеть

Я поняла: хуже уже не будет. Вот она, моя финальная точка отсчета

Караван историй
Будем признательны Будем признательны

Александр Железняков знает, как не прогневить правосудие

GQ
Пропаганда без оргазма Пропаганда без оргазма

Пропагандистское кино в современной России не выполняет своей главной функции

СНОБ
Сексуальная утечка Сексуальная утечка

О, средний русский мужчина, как я восхищаюсь тобой!

СНОБ
Дионисий в 3D Дионисий в 3D

Как сделать шедевр знаменитого иконописца доступным для широкой публики

GEO
Renault Sandero Stepway Renault Sandero Stepway

О псевдокроссовере Sandero Stepway и его исходнике – хэтчбеке Sandero

АвтоМир
Юрий Горобец: Встречи с прошлым Юрий Горобец: Встречи с прошлым

Мы по полу катаемся, друг друга колошматим, жены нас разнимают!

Караван историй
Хроника пикирующего Форда Хроника пикирующего Форда

GQ проводит время с Харрисоном Фордом

GQ
«Я плавала с белухами обнаженной, чтобы стать одной из них» «Я плавала с белухами обнаженной, чтобы стать одной из них»

Наталья Авсеенко – человеческие возможности гораздо больше, чем принято думать

Psychologies
Решение семейных конфликтов: методика «двух шагов» Решение семейных конфликтов: методика «двух шагов»

Что делать, когда в семье конфликт, кажущийся неразрешимым

СНОБ
Юлия Живейнова-Феррара: Чужая родня Юлия Живейнова-Феррара: Чужая родня

"Вот и все!" — мелькнуло в голове, когда здоровенный мужик сжал мое горло

Караван историй
В надежных руках В надежных руках

Театральную программу фестиваль «Дягилев PS» открывает спектаклем «Коко Шанель»

Vogue
Зачем сегодня нужна школа? Зачем сегодня нужна школа?

Задавшись этим странным вопросом, журналист Александр Мурашев отправился путешествовать по миру в поисках интересных и необычных школ. Он побывал в Грузии, Дании, Финляндии, Швеции и Франции, а впереди – знакомство с образовательными системами стран других континентов. О каждой поездке Александр рассказывает в своей онлайн-книге «Другая школа», а в интервью Psychologies автор обобщил впечатления.

Psychologies
Тайная связь Тайная связь

Как решали проблему сохранения важных сообщений в тайне от посторонних глаз

Дилетант
«На следующий день после того, как он умер, за ним пришли из НКВД». Истории семей, переживших репрессии «На следующий день после того, как он умер, за ним пришли из НКВД». Истории семей, переживших репрессии

Заключительная история из книги «1917: моя жизнь после»

СНОБ
Возвращение боярышника Возвращение боярышника

Зачем государство обрекает на смерть невезучих граждан

СНОБ
Скромное обаяние рабства Скромное обаяние рабства

Рабство куда более сложное явление, чем можно подумать

Maxim
Человек, который купил космодром Человек, который купил космодром

Плавучий космодром «Морской старт»: перезагрузка

Популярная механика
Большой брат Большой брат

Симпатичный актер снова сыграл бога Тора

GQ
Макс Фрай: Ирруан, доудаль, индера Макс Фрай: Ирруан, доудаль, индера

Рассказ Макса Фрая, в котором будни выворачиваются босхианской изнанкой

СНОБ
Карьера менеджера Карьера менеджера

Как Владислав Мартынов стал предпринимателем, инвестором и блокчейн-энтузиастом

РБК
Открыть в приложении