Мария Башкирцева в поисках величия

GALA БиографияИстория

«Я создана для триумфов…»

125 лет назад в России был издан дневник русской художницы Марии Башкирцевой. Она была красива и богата, окружена ореолом эпатажа и тайны, но ее картины не пользовались большим успехом, и, возможно, умершая в возрасте 25 лет в Париже мадемуазель Башкирцева была бы забыта, если бы не ее дневник, который опубликовала ее мать. И тогда Мария стала звездой. Ослепительной и бессмертной.

Текст: Елена Прокофьева

1880. Мария Башкирцева. «Автопортрет с палитрой». (Фрагмент).

Кто только не восхищался «Дневником» Марии Башкирцевой после его публикации! Поэтесса Марина Цветаева буквально поклонялась Башкирцевой, посвятила ей сборник «Вечерний альбом». Английский премьер-министр Уильям Гладстон назвал «Дневник» Башкирцевой одной из самых замечательных книг XIX века. Валерий Брюсов заявлял: «Башкирцева – это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами». Илья Репин говорил, что «это была исключительная натура». И сотни, тысячи менее известных поклонников опускались на колени в пыль перед роскошным мавзолеем Башкирцевой на кладбище Пасси, где висит ее незаконченная картина «Святые жены» и стоит мольберт с палитрой. До сих пор у дверей и стен мавзолея кладут букеты роз. Именно роз, потому что Башкирцева обожала эти царственные цветы, и Ги де Мопассану, которому приписывали роман с ней, приписали еще и слова, якобы произнесенные над гробом: «Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» На самом деле Мопассан, посетив с друзьями только что отстроенный склеп, возмутился избыточной и пошлой с его точки зрения пышностью и сказал, что могилу молодой женщины следует покрыть розами, а не возводить «варварски роскошный мавзолей». Мария не была единственной розой в его жизни, у них не было никакого романа, все это было выдумкой мадемуазель Башкирцевой, удачной, красивой выдумкой, верить в которую оказалось приятнее, чем узнать правду…

Каждый ребенок на свете считает себя средоточием Вселенной. Задача родителей – воспитать человека мыслящего и сострадающего или хотя бы сознающего, что его нужды и желания – не единственные и не самые важные, что у других тоже есть нужды и желания. Родители Марии Башкирцевой старательно пестовали ее эгоизм и проявляли в этом удивительную солидарность, хотя во всех прочих отношениях дружной парой не были. Они даже парой-то были недолго.

Константин Павлович Башкирцев, сын столбового дворянина, генерала Крымской войны, сам – помещик из Полтавской губернии, женился на Марии Степановне Бабаниной по безумной страсти, которая успела, как говорили в те времена, «проявить себя»: невеста была беременна, и ее положение уже становилось заметно. Вскоре, как это часто случается, от страсти остались лишь угольки, а супруги поняли, что они друг другу – совершенно чужие люди. Но теперь их связывали дети: первенец, Мария, как ее называли в семье – Муся, и родившийся через год Павел, Поль.

Набросок Марии Башкирцевой к портрету матери, Марии Степановны, урожденной Бабаниной.

Мария появилась на свет 11 ноября 1858 года: эту дату установили только в конце ХХ века, до того датой ее рождения считали 1860 год. Сама же Муся очень долго считала, что родилась 12 января (по старому стилю), именно в этот день отмечали ее день рождения. Она была убеждена, что родилась недоношенной, семимесячной. Только потом, во время какого-то из семейных скандалов, она узнала правду… Скандалов было немало. Константин Башкирцев был в ужасе от семьи Бабаниных, от своего супружества. Что-то и правда неладно было в этой семье. Марию Степановну и ее брата Георгия связывали загадочные, возможно – противоестественные отношения. Георгий был женат на итальянке, Доминике, вдове, имевшей десятилетнюю дочь, прожил с ней несколько лет, а потом жена ушла от него к младшему брату, Евгению. Были какие-то некрасивые судебные разбирательства, от которых Башкирцев хотел бы держаться подальше, да не получалось. Он мечтал об одном: вырвать из их рук Павла, наследника своего имени. Так и получилось. Мария Степановна с сестрой Надин и Мусей уехали в Краков, там у нее случился еще один бурный роман – с богатым старым холостяком Фаддеем Романовым. Каким-то образом ей удалось уговорить его жениться на Надин. Вскоре он умер, и его наследники начали судебный процесс. Бабаниных обвиняли в обмане, в отравлении…

Поль Башкирцев, младший брат Марии. Портрет работы Марии Башкирцевой. 1876 год.

Мусе было тогда около десяти лет, она все видела, понимала, впитывала. Правда, ей дела не было до происходящего. Ее интересовала только она сама.

«…с тех пор, как я способна связать две мысли, с четырех лет, живет во мне эта потребность в чем-то великом, славном… смутном, но огромном?.. Чем я только не перебывала в моем детском воображении!.. Сначала я была танцовщицей – знаменитой танцовщицей Петипа, обожаемой Петербургом. Каждый вечер я надевала открытое платье, убирала цветами голову и с серьезнейшим видом танцевала в зале при стечении всей нашей семьи. Потом я была первой певицей в мире. Я пела, аккомпанируя себе на арфе, и меня уносили с триумфом… не знаю, кто и куда. Потом я электризовала массы силой моего слова… Император женился на мне, чтобы удержаться на троне, я жила в непосредственном общении с моим народом, я произносила перед ним речи, разъясняя свою политику, и народ был тронут мною до слез… Словом, во всем – во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях – я искала чего-то неправдоподобно великого…»

Мария Башкирцева в костюме деревенской девушки.

Муся с матерью и теткой переехали в Европу, подальше от судов и сплетен. Но дурная слава, как известно, впереди бежит... В Бадене, Ницце Мусе хотелось общаться с «шикарными детьми», но ее не приняли. Знакомство с этими русскими дамами и их девочкой не поощрялось. Когда Мария подросла, ее не пригласили ни на один бал. Все балы, на которых она блистала, – а она блистала, потому что была красива, и богатая тетка наряжала ее роскошно, – были не частными, а «по пригласительным билетам», которые можно было купить. Это ущемляло самолюбие девушки, но она ничего не могла изменить.

Конечно, Мария была неординарным подростком. Она не только неистово мечтала о славе, но еще и пыталась что-то делать, чтобы эту славу приблизить. Учила иностранные языки, в том числе древние, занималась музыкой и пением, много читала, и ко всему у нее были способности, превосходящие способности сверстниц, – или же рвение, превосходящее тягу к учебе у обычной девочки.

«Когда мною овладевает лихорадка чтения, я прихожу в какое-то бешенство, и мне кажется, что никогда не прочту я всего, что нужно; я бы хотела все знать, голова моя готова лопнуть, я снова словно окутываюсь плащом пепла и хаоса».

«Юная девушка за чтением». Предположительно, автопортрет Марии Башкирцевой. 1876 год.

Мария училась и писала дневник, в котором предавалась откровенному самолюбованию: «Мы проводим день в восхищениях мною. Мама восхищается мной, княгиня Ж. восхищается мной; она постоянно говорит, что я похожа на маму или на ее дочь. Что же – это самый большой комплимент, какой только могут сделать! Ни о ком не думают лучше, чем о себе. Да и правда – я красива. В Венеции, в большой зале герцогского палаццо, живопись Веронезе на потолке изображает Венеру в образе высокой, свежей, белокурой женщины, я напоминаю ее. Мои фотографические портреты никогда не передадут меня, в них не достает красок, а моя свежесть, моя бесподобная белизна составляет мою главную красоту…»

Мария была влюблена в себя, как истинный Нарцисс, и восторженно описывала даже свое обнаженное тело: «…У меня чрезвычайно высокая грудь, белоснежная, с голубыми прожилками, такая же белая, как плечи и руки, грудь у меня упругая и очень красивой формы, ослепительно белая и розовеющая там, где полагается. Место, которое я не осмеливаюсь назвать, такое пышное, что все думают, что я в турнюре».

Мария решила, что всегда будет одеваться только в белое: цвет, который трудно носить, который мало кому идет и который великолепно оттеняет ее румянец и золотистые волосы. «Я люблю, уединившись перед зеркалом, любоваться своими руками, такими белыми, тонкими и только слегка розоватыми в середине. Это, может быть, глупо так хвастаться, но люди, которые пишут, всегда описывают свою героиню, а я сама своя героиня».

Действительно, Мария была для себя единственной героиней. Она видела в себе такое сокровище, которого никто не достоин, и на тех, кто смел поднимать глаза на нее, она смотрела как на людей, вызывающих разве что жалость: «Я едва-едва могла бы обращаться как с равным – с каким-нибудь королем». Она признается в презрении к роду людскому, оправдывая это презрение тем, что «всякое создание эгоистично». И много размышляет о том, насколько благородная страсть – честолюбие. Для подросткового возраста это нормально, но Башкирцева словно задержалась в этом сложном возрасте на всю жизнь.

Незадолго до того, как ей исполнилось шестнадцать, Мария впервые влюбилась: в «герцога Г.». Полное имя предмета ее первых и, пожалуй, самых сильных чувств – Уильям Дуглас-Гамильтон. Двадцатисемилетний шотландский аристократ, двенадцатый герцог Гамильтон, жил в Ницце, содержал красивую куртизанку и даже не подозревал о существовании на свете мадемуазель Башкирцевой, а она посвящала ему десятки страниц, бессонные ночи, молитвы и мечты, как любая другая барышня, только у Марии и здесь не обошлось без честолюбивых фантазий.

«Портрет Уильяма Дугласа, 12-го герцога Гамильтона» кисти Франца Ксавера Винтерхальтера.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Он был моей музой» «Он был моей музой»

История любви Анн и Серж Голон

GALA Биография
Ты и только ты Ты и только ты

Одиночество — это не всегда грустно, но вредно для здоровья

Vogue
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Подборка актуальных книг об Израиле, Германии и английской архитектуре

Дилетант
Вождь и реформы: чем обернется четвертый срок Путина для России Вождь и реформы: чем обернется четвертый срок Путина для России

Новый срок Путина станет отправной точкой для обновления политической системы

Forbes
«Сейчас — лучший момент зафиксировать высокие ставки» «Сейчас — лучший момент зафиксировать высокие ставки»

О тенденциях на рынке сбережений и актуальных стратегиях приумножения капитала

Деньги
Почему Столыпин не смог спасти империю от краха? Почему Столыпин не смог спасти империю от краха?

Великий реформатор взвалил на себя ответственность за необходимые преобразования

Дилетант
Иран: поколение санкций Иран: поколение санкций

Иран: поколение санкций очевидно, России еще долго жить под санкциями

Огонёк
Эй, вы, там, наверху Эй, вы, там, наверху

Актеры фильма «Черновик» вспоминают фантастическое путешествие по трем мирам

Vogue
Трудно быть принцем Трудно быть принцем

Принц Гарри — отнюдь не хрестоматийный принц из сказки

The Rake
Сouple goals: 5 шагов к гармоничному интерьеру для двоих Сouple goals: 5 шагов к гармоничному интерьеру для двоих

Когда вкусы не всегда совпадают, когда ваши «хочу» встречаются с его «нет»

Cosmopolitan
От Пикассо до Репина: 6 громких случаев вандализма в музеях От Пикассо до Репина: 6 громких случаев вандализма в музеях

Громкие случаи порчи великих произведений искусства

Playboy
Секрет счастливого брака: перестаньте приспосабливаться Секрет счастливого брака: перестаньте приспосабливаться

Можно ли быть счастливой, отказавшись от себя и своих желаний?

Psychologies
Никто, кроме рубля Никто, кроме рубля

Готовы ли США окончательно лишиться статуса надежного контрагента

Эксперт
Прощай, эмпатия Прощай, эмпатия

Почему дети перестали понимать чувства друг друга

СНОБ
Голодать или не голодать: зачем нужна диета Голодать или не голодать: зачем нужна диета

Чаще всего люди садятся на диету с целью похудеть, а стоит ли?

Популярная механика
В трёх соснах В трёх соснах

Стильный особняк в зелёной зоне на окраине Москвы

SALON-Interior
“Донбасс” Сергея Лозницы. О чем фильм, победивший в Каннах “Донбасс” Сергея Лозницы. О чем фильм, победивший в Каннах

Рассказываем, как устроен фильм “Донбасс”

Esquire
Приемный сын Вуди Аллена выступил в защиту отца Приемный сын Вуди Аллена выступил в защиту отца

Приемный сын Вуди Аллена выступил в защиту отца, обвиняемого в педофилии

Esquire
12 фактов о «Евровидении»! Ты узнаешь о нем больше, чем даже люди, которые его действительно смотрят! 12 фактов о «Евровидении»! Ты узнаешь о нем больше, чем даже люди, которые его действительно смотрят!

Конкурс «Евровидение» впервые был показан в 1956 году

Maxim
Умная плесень, или как на самом деле выглядят инопланетяне? Умная плесень, или как на самом деле выглядят инопланетяне?

Как будут выглядеть пришельцы из космоса

Популярная механика
Остаться при своих Остаться при своих

Почему волосы перестают быть густыми и блестящими, и как с этим бороться

Добрые советы
5 признаков эмоционально нестабильного мужчины, который разобьет вам сердце 5 признаков эмоционально нестабильного мужчины, который разобьет вам сердце

Стоит ли связывать жизнь с человеком, не способным создать крепкие отношения

Psychologies
Россия для бедных. Почему в стране исчезает средний класс Россия для бедных. Почему в стране исчезает средний класс

Доля среднего класса в России сокращается

Forbes
Премия RU.TV: самые странные образы звезд церемонии за все годы Премия RU.TV: самые странные образы звезд церемонии за все годы

Самые странные образы звезд за всю историю премии RU.TV

Cosmopolitan
Toyota Camry. Современная архитектура Toyota Camry. Современная архитектура

Toyota Camry примерил новую платформу и существенно изменил ездовой характер

АвтоМир
От От

Признайся, хотя бы пару раз в жизни ты вдохновлялась образом любимой киногероини

Cosmopolitan
Что будет, когда вы оставите ненавистный офис Что будет, когда вы оставите ненавистный офис

Как делать то, что нравится, если привычный алгоритм — насилие над собой?

Psychologies
Звездная качалка: тренируйся как Танос Звездная качалка: тренируйся как Танос

Как прокачать себя в духе главного злодея фильма «Мстители: Война бесконечности»

Maxim

Зачем мы с таким упоением занимаемся фэтшеймингом

Cosmopolitan
Концы в воду Концы в воду

Квартира на озере Комо, которую дизайнер Массимо Мольтрасио оформил сам для себя

AD
Открыть в приложении