С творчеством Ивана Билибина в России знакомы все. Даже те, кто никогда не открывал сборников сказок с его иллюстрациями, никогда не бывал в музеях, где выставлены его чудесные картины.

GALA БиографияСтиль жизни

Искусство / Иван Билибин

Очарованный сказочник

С творчеством этого художника в России знакомы все. Даже те, кто никогда не открывал сборников сказок с его иллюстрациями, никогда не бывал в музеях, где выставлены его чудесные картины. Чтобы увидеть его работу, достаточно достать из кошелька рубль: на реверсе монеты – двуглавый орел, похожий на волшебную птицу из русских сказок. Этого орла с опущенными крыльями, ставшего эмблемой Центрального банка России, придумал и нарисовал сто лет назад замечательный русский художник Иван Билибин.

Текст: Ирина Опимах

Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в поселке Тарховка, близ Сестрорецка, под Петербургом. Его отец, Яков Иванович, был главным врачом военно-морского госпиталя, тайным советником, а мать, Варвара Александровна, – пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Мальчик в раннем детстве обнаружил способности к рисованию и, еще учась в гимназии, ходил на занятия в школу Императорского общества поощрения художеств. «Насколько я себя помню, я рисовал всегда», – позже вспоминал он. Однако после гимназии по настоянию отца все-таки пошел на юридический факультет, который окончил в 1900-м. Но рисование не забросил. На каникулах учился в мюнхенской студии легендарного открывателя талантов словенского художника Антона Ашбе. Потом занимался в Тенишевском училище в мастерской Ильи Репина и поступил в Высшее художественное училище Академии художеств. Это было чудесное, веселое время. Владимир Левитский, соученик Билибина по Тенишевскому училищу, вспоминал: «Наши знаменитые «пятницы», вечеринки славились среди учащихся и особенно в академии… Веселились вовсю, раз дело дошло до того, что под нами у самой Тенишевой в ее дворце упала люстра с потолка...»

Ваня Билибин – ученик Первой классической гимназии. Петербург. 1892 год.
Фото: фонды Ивангородского музея
Илья Репин и его ученики. Билибин – крайний справа. Санкт-Петербург. Начало 1900-х годов.
Фото: фонды Ивангородского музея

Среди молодых художников и художниц «царствовала любовная атмосфера, – сообщает Левитский. – Потом несколько пар переженились…» В от и жизнь молодого Билибина, «жизнерадостного, – как описывал его Левитский, – черноватого, с большой для его лет бородой студентика с курьезной подпрыгивающей походкой», была заполнена не только работой и искусством. Иван подолгу любезничал во время занятий с милой и талантливой Машей Чемберс. Машин отец был ирландец, и звали его Джеймс Стивен Чемберс, а мама у нее была чистая англичанка – Элизабет Мэри Пейдж. Маше было легко и интересно с Билибиным, и в 1902 году они поженились.

1901
Портрет Ивана Билибина кисти его друга, Бориса Кустодиева.
Фото: Russian Look

В те годы петербургские молодые художники были увлечены национально-романтическими идеями, которые привезли в столицу московские мастера – Васнецов, Поленов и другие. Увлекся русской темой и Билибин. Особенное впечатление на него произвели «Богатыри» Васнецова. В 1899 году Иван познакомился с Сергеем Дягилевым, признанным вождем молодых ниспровергателей всяческого академизма, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства».

Билибин увлекался рекламным плакатом и разработкой фирменного стиля для предприятий. Он, в частности, создал этикетки и плакаты для харьковской пивоварни «Новая Бавария».
1896 год. Фото: фонды Ивангородского музея

Там работали Николай Рерих, Александр Бенуа и другие. Все они были яркие, талантливые, необычные во всем, но Иван Билибин выделялся даже на этом фоне. Мстислав Добужинский, один из членов объединения «Мир искусства», вспоминал: «Билибин был забавный, остроумный собеседник (заикался, что придавало особую прелесть его шуткам) и обладал талантом, особенно под влиянием вина, писать шуточные высокопарные оды под Ломоносова. Происходил он из именитого петербургского купеческого рода и очень гордился принадлежавшими ему двумя портретами предков кисти самого Дмитрия Левицкого (академик живописи, мастер парадного портрета. – Прим. ред.). Сам Билибин носил русскую бородку a la moujik и раз на пари прошелся по Невскому в лаптях и высокой войлочной шапке-гречинке…»

Иллюстрация к «Василисе Прекрасной». 1899 год. Фото: Wikimedia Commons

В 1902 году увлеченный историей России и древнерусским искусством Билибин по заданию этнографического отдела Русского музея Императора А лександра III отправился в Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии изучать древнюю архитектуру и народное искусство. «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна…» – писал он. Материалы его поездок легли в основу нескольких статей, опубликованных в русских журналах, а фотографии Билибин передал Игорю Грабарю, писавшему в то время «Историю русского искусства».

Вдохновленный увиденным, Билибин иллюстрировал русские народные сказки – «Царевну-лягушку», «Марью Моревну», «Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке» и другие. Чудесные, волшебные картинки к детским книжкам – яркие, поистине сказочные, с массой тонких, характерных деталей, сразу же сделали его имя известным. Конечно, и до него художники иллюстрировали сказки, но именно Билибин разработал основные принципы книжной графики, которые не потеряли актуальности и в наше время. А главное, он создал свой, билибинский стиль.

«Сказку о царе Салтане» с иллюстрациями Билибина издала Экспедиция заготовления государственных бумаг, которая печатала банкноты, кредитные билеты и бланки, нуждавшиеся в защите от подделки.
Управляющий экспедицией князь Борис Голицын и его коллега изобретатель Георгий Скамони, которым надоела казенная продукция, решили под видом возрождения древнерусских традиций печати помочь молодому художнику. Роскошно изданные книги мгновенно сделали Билибина знаменитым. 1905 год. Фото: Russian Look
Иллюстрация  к сказке «Марья Моревна», сделанная в 1913 году. Билибин обращался к этой сказке несколько раз. 
Фото: russian Look
«Закат». Даже в пейзажах Билибин создавал ощущение сказочной красоты. 1896 год.
Фото: Wikimedia Commons

А потом в жизнь Билибина вошел театр. Его эскизы театральных костюмов и декораций красивы и точны – прежде чем начать работу, он тщательно изучал эпоху, стили, культуру времени и страны, где происходило действие спектакля. Билибин сотрудничал с труппой Дягилева, делал эскизы костюмов и декорации к операм «Золотой Петушок» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского.

Эскизы костюмов для оперы Николая Римского-Корсакова
«Золотой Петушок». 1909 год.
Фото: Wikimedia Commons

 

«Церковь в погосте Кижи». Одна из фотографий, сделанных Иваном Билибиным в поездке по Русскому Северу. Опубликована в журнале «Мир искусства». 1904 год. Фото: Russian Look

В 1905 году страну захлестнула первая русская революция, люди были охвачены революционным подъемом, и Билибин – тоже. Так в сатирическом журнале «Жупел», возникшем по инициативе Максима Горького, появились антимонархические карикатуры И.Я. Билибина. Особенно широкий резонанс имела карикатура Билибина, напечатанная в третьем номере «Жупела»: осел, олицетворение глупости, а внизу два грифона (грифон – символ дома Романовых. – Прим. ред.). Позже, когда власти нещадно карали всех, замешанных в беспорядках, пострадал и Иван Яковлевич. «К Билибину на квартиру явились жандармы, – вспоминала Анна Остроумова-Лебедева, – и после тщательного обыска арестовали его... Редакция была разгромлена, и весь материал увезен». Билибину повезло – через сутки его выпустили на свободу.

«Осел» – карикатура Билибина для журнала «Жупел» и придуманная им эмблема журнала.
В начале XX века не нужно было объяснять, что слово «жупел» на церковнославянском языке означает горящую серу или смолу для наказания грешников.
1905 год. Фото: Russian Look

Удивительное дело – сотрудничество с «Жупелом» не помешало ему в 1909–1912 годах создать серию марок, посвященных 300-летию дома Романовых. Билибинские эскизы для марок получили высочайшее одобрение! Кажется, у художника в сутках было не 24, а 25 часов. Он успевал все – работал в театре, оформлял журналы, преподавал.

Игральные карты были созданы Билибиным по заказу князя Дмитрия Голицына (более известного под литературным псевдонимом Дмитрий Чертков), возглавлявшего так называемое Мариинское ведомство, управлявшее благотворительностью в Российской империи. 1910 год.
Фото: ВЦ «Монетный двор»
Эскиз Билибина к одной из марок серии, посвященной 300-летию дома Романовых,
празднование которого состоялось в 1913 году.
Фото: Russian Look

Его уважали, ценили, а многие любили. Билибин – человек красивый, удивительного обаяния, остроумный, веселый. Cветский лев. Вокруг него всегда люди. Он обожал русское искусство, иконы, расшитые сарафаны и кокошники, однако хорошо знал и ценил западноевропейскую живопись. За безукоризненную четкость линий Билибина прозвали Иван – Железная Рука, но в душе его не было никакого металла. Он был мил, добр и по-европейски воспитан. Вот только был у него один недостаток – как многие русские люди, любил он выпить и часто не знал меры. Эта его пагубная привычка не могла не сказываться на семейной жизни. Казалось бы, вроде все шло неплохо – у них родились два мальчика, Александр в 1903 году и Иван – в 1908-м, и у обоих родителей все неплохо складывалось в искусстве, но Марии очень не нравилось видеть своего мужа пьяным. Он просил прощения, обещал, что это – в последний раз, и снова и снова нарушал свои обещания. Более того, он даже выработал для себя определенную философию пьянства. «Вот я люблю пить вино, – признавался он. – Это порок и очень скверный. Это, может быть, окончательная преграда для других людей, у которых есть гостиная, столовая, детская и все, но для людей искусства это очень большая, обидная, словом, неприятная помеха, но не преграда. Ведь мы, имея крылья, можем перелететь через нее на зеленый луг с цветами!» Марии было трудно: двое детей, к тому же у старшего сына, Саши, после скарлатины развилась глухота. А тут еще запои мужа… Однажды, не выдержав, она ушла. Ушла из его жизни навсегда, забрав с собой их двоих сыновей. Случилось это в 1911 году.

Эту фотографию Марии Чемберс в народном костюме сделал Билибин. После расставания с ним в 1917 году Мария с детьми уехала в Швейцарию,
а затем перебралась в Англию. Продолжала заниматься искусством.
Ее старший сын Александр стал художником, в 1927–1936 годах приезжал к отцу в Париж, и Билибин многому его научил.
Младший сын Иван стал известным журналистом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разоблачающая красота Разоблачающая красота

Нелли Блай — мать женской репортажной журналистики

Maxim
«Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего» «Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего»

Как теория Дэвида Бома отрицает свободу воли

N+1
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Что смотреть, если вам нравятся «Очень странные дела» Что смотреть, если вам нравятся «Очень странные дела»

На какие мистические сериалы стоит обратить внимание?

Правила жизни
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей

Правила ПДД, которые озадачивают любого водителя до сих пор

Maxim
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Узнайте, как жестокое обращение с детьми влияет на психику во взрослой жизни! Интересные факты Узнайте, как жестокое обращение с детьми влияет на психику во взрослой жизни! Интересные факты

Жестокое обращение в детстве негативно влияет на здоровье во взрослом возрасте

ТехИнсайдер
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
«Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности «Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности

Как здоровые отношения с личной ответственностью делают нас увереннее в себе?

Psychologies
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
Что общего между сериалом «Черное зеркало» и нравственным императивом Иммануила Канта Что общего между сериалом «Черное зеркало» и нравственным императивом Иммануила Канта

Каким был Иммануил Кант и почему его идеи актуальны сегодня

СНОБ
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
«Волноваться полезно»: 5 видов тревоги «Волноваться полезно»: 5 видов тревоги

Что лежит в основе тревоги и как использовать ее себе во благо?

Psychologies
Энтомологи случайно затопили зимующих шмелей и обнаружили у них способность неделю выживать под водой Энтомологи случайно затопили зимующих шмелей и обнаружили у них способность неделю выживать под водой

Судя по всему, в природе зимующие матки шмелей успешно переживают наводнения

N+1
Убийство в Люблино. Что делать при встрече с автохамами на дороге — советы эксперта Убийство в Люблино. Что делать при встрече с автохамами на дороге — советы эксперта

Что делать при встрече с автохамами на дороге?

СНОБ
Подвязочные змеи прошли обонятельный аналог зеркального теста Подвязочные змеи прошли обонятельный аналог зеркального теста

Биологи провели обонятельный зеркальный тест с подвязочными змеями

N+1
Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе

Как среди огромного потока «экспертных» советов найти полезные именно для себя?

РБК
Мои инопланетяне! Мои инопланетяне!

Если они прилетели, природа сделала уверенный поворот к приходу весны

Наука и жизнь
Как защитить свои аккаунты в социальных сетях: проверьте, все ли методы вы используете Как защитить свои аккаунты в социальных сетях: проверьте, все ли методы вы используете

Наличие пароля еще не говорит о том, что ваш аккаунт полностью защищен

ТехИнсайдер
Исторические отели, в которых годами жили известные личности Исторические отели, в которых годами жили известные личности

Некоторые из отелей стали не просто пристанищем, а настоящим домом для звезд

ТехИнсайдер
В стране невыученных налогов В стране невыученных налогов

Почему блогеры стали целевой аудиторией ФНС

Деньги
10 крутых концепт-каров, которые так и не добрались до конвейера 10 крутых концепт-каров, которые так и не добрались до конвейера

Путь этих невероятных концептов автомобилей на конвейер оказался слишком тернист

Maxim
Открыть в приложении