Искусство / Альфонс Муха
Вечерние грезы Альфонса Мухи
Альфонс Муха обладал редким даром превращать в произведение искусства все, к чему прикасался, – будь то рекламные плакаты, обложки журналов, посуда или другая домашняя утварь. Его картины вызывали восхищение, он создал свой собственный стиль, которому и сегодня подражают художники всего мира, а история его жизни стала идеальной иллюстрацией того, как много значит Случай в судьбе человека.
Исторически сложилось так, что имя Альфонса Мухи воспринимается как некий синоним стиля модерн, а сам художник в первую очередь известен как создатель изысканных и роскошных рекламных плакатов крупнейших фирм (одни сегодня забыты, другие процветают и в наши дни) и театральных афиш. По иронии судьбы сам Муха воспринимал эти работы лишь как средство для заработка, а свое предназначение Художника видел совсем в другом: главным итогом своей творческой деятельности он считал цикл монументальных картин, посвященный истории и мифологии славян, над которым работал около двадцати лет, но так и не смог добиться того эффекта, о котором мечтал.
Альфонс Мария Муха родился в 1860 году в чешском городке Иванчице, что находится неподалеку от Брно (тогда – Брюнн). Его отец Ондрей – мелкий служащий – был небогат, но удачно женился на дочери зажиточного мельника Амалии. Спустя год после свадьбы на свет появился мальчик, которому суждено было прославиться на весь мир. В положенный срок Альфонс был отправлен в Славянскую гимназию в Брно, закончить которую у него не получилось. Бытует версия о том, что гимназию он был вынужден покинуть по слабости здоровья, однако в архивах учебного заведения сохранились записи о том, что ученик Муха никакими хроническими заболеваниями не страдал, зато не раз был пойман на «бесцеремонной лжи» и прогулах, по основным предметам не успевал, получая неплохие отметки лишь у преподавателей рисования и пения.
Существует неподтвержденный рассказ о том, как Муха заехал в гости к приятелю, который жил в городке Усти-над-Орлици. В местном соборе он увидел фреску, написанную в барочной традиции местным художником Яном Умлауфом, и эта работа произвела на него огромное впечатление, причем не только эстетическое. Муха задумался о том, что художники могут неплохо зарабатывать, и решил стать профессиональным живописцем. Муха-старший похлопотал о том, чтобы нерадивого сына приняли писарем в иванчицкий суд, но мечты о карьере художника не покидали юношу, и он убедил отца направить прошение о зачислении в Академию изобразительных искусств в Праге. По традиции к прошению были приложены лучшие рисунки Альфонса. Доподлинно известно, что прошение было отклонено, рассказывают также, что документы вернулись отправителю с рекомендацией одного из профессоров позабыть о стремлении стать живописцем по причине «абсолютного отсутствия таланта» у их автора. «Бесталанный» юноша некоторое время проработал писарем, но мечты сделаться прославленным художником его не оставляли. В 1879 году девятнадцатилетний Муха устраивается на работу в венскую фирму «Каутски-Бриоши-Бургхарт», занимавшуюся производством театральных декораций. Оказавшись в Вене, он активно работает, а все свободное время тратит на походы по музеям и галереям современного искусства. Его любимым художником становится Ганс Макарт, который был не только живописцем, но и дизайнером мебели и интерьеров, декоратором и художником по костюмам.
Одним из важнейших заказчиков компании, в которой работал Муха, был венский «Рингтеатер ». В 1881 году там случился страшнейший пожар, в огне которого погибли почти 400 человек. Художник остался цел, но работу потерял и был вынужден уехать из Вены. Он отправился в южно-моравский город Микулов, где представился венским художником и начал писать портреты-миниатюры, расписывать стены и потолки в домах местных буржуа, причем работы заказчикам нравились, и в отсутствии таланта его никто не упрекал.
Заказы приносили деньги, достаточные для того, чтобы сводить концы с концами, и вполне могло сложиться так, что Муха остался бы местной знаменитостью, но в 1882 году он познакомился с графом Карлом Куэном-Беласи, который пригласил молодого художника расписать стены его замка Эммахоф. Граф остался настолько доволен работой, что порекомендовал его своему брату Эгону, и Муха отправился в замок Гандегг в Тироле, где не только занимался росписями, но и написал несколько портретов и пейзажей, которые также украсили стены графской резиденции.
Но Карл Куэн-Беласи стал не только первым крупным заказчиком Альфонса Мухи. Он решил помочь многообещающему юноше и предложил ему оплатить обучение в мюнхенской Академии художеств и даже назначил содержание, обеспечивающее безбедное существование. В 1885 году Альфонс поступил в Академию, причем был принят сразу на третий курс – то ли критерии оценки таланта у мюнхенских и пражских профессоров были разные, то ли протекция графа оказалась весьма весомой. Он прилежно учился, одновременно создавая эскизы журнальных обложек по заказу издателя Филипа Кубра – мужа его сестры Анны. Кроме того, в 1886 году Муха получает заказ на алтарные картины для храма чешской общины в Северной Дакоте.
Спустя год Муха отправился в Париж, с тем чтобы завершить художественное образование в центре европейской художественной жизни. Здесь он поступил в весьма популярную в то время частную академию Родольфа Жюлиана. Проучившись там некоторое время, перешел в художественную академию Коларосси. Вновь расходы взял на себя граф Куэн-Беласи.
Муха снял квартиру на улице Бара в Латинском квартале, погрузился в учебу и, конечно, в полной мере наслаждался парижской жизнью, но беззаботный период длился недолго: граф сообщил, что не может больше финансировать талантливого художника и впредь тому придется полагаться лишь на свои силы. Ситуация складывалась совсем неблагоприятная: академию пришлось покинуть, да и квартиру оплачивать стало крайне сложно, но из Парижа уезжать совсем не хотелось. Муха показал свои работы издателям, получил несколько заказов на оформление газет и журналов, и у него снова завелись какие-то деньги. Он арендовал небольшую мастерскую, которая располагалась над молочным кафе мадам Шарлотты, которое особенно любили бедные художники за то, что там их кормили в долг.
Среди заказчиков Мухи был и издатель Арман Колэн, который в 1891 году предложил художнику принять участие в создании иллюстраций для научного труда «Сцены и эпизоды из истории Германии» видного историка Шарля Сеньобоса. Книга эта стала весьма известной, что не могло не сказаться на популярности художника.
Слава о талантливом и интересном иллюстраторе довольно быстро распространилась – не прошло и полутора лет, а от заказов не было отбоя: более того, в 1892 году Альфонс Муха организовал студию, в которой начал обучать рисованию всех желающих. Эти курсы пользовались такой популярностью, что его пригласили преподавать в академию Коларосси.
Жизнь наладилась настолько, что Муха смог позволить себе некоторые излишества: еще во время жизни в Вене он увлекся фотографией и начал фотографировать камерой, взятой напрокат, а теперь приобрел собственную технику и практически с ней не расставался. Он снимал для собственного удовольствия – до нашего времени дошли совсем несерьезные фотографии Поля Гогена, сделанные в мастерской, которую художники, познакомившиеся в кафе мадам Шарлотты и подружившиеся, какое-то время арендовали вместе. В какой-то момент Муха понял, что фотографии – идеальный вариант для фиксирования моделей, и с тех пор часто использовал их в работе: сохранились снимки, расчерченные на клетки, для удобства перенесения на холст.