Альфонс Муха обладал редким даром превращать в произведение искусства все, к чему прикасался, – будь то рекламные плакаты, обложки журналов, посуда или другая домашняя утварь. Его картины вызывали восхищение, он создал свой собственный стиль, которому и сегодня подражают художники всего мира, а история его жизни стала идеальной иллюстрацией того, как много значит Случай в судьбе человека.

GALA БиографияСтиль жизни

Искусство / Альфонс Муха

Вечерние грезы Альфонса Мухи

Альфонс Муха обладал редким даром превращать в произведение искусства все, к чему прикасался, – будь то рекламные плакаты, обложки журналов, посуда или другая домашняя утварь. Его картины вызывали восхищение, он создал свой собственный стиль, которому и сегодня подражают художники всего мира, а история его жизни стала идеальной иллюстрацией того, как много значит Случай в судьбе человека.

Текст: Армен Апресян

Исторически сложилось так, что имя Альфонса Мухи воспринимается как некий синоним стиля модерн, а сам художник в первую очередь известен как создатель изысканных и роскошных рекламных плакатов крупнейших фирм (одни сегодня забыты, другие процветают и в наши дни) и театральных афиш. По иронии судьбы сам Муха воспринимал эти работы лишь как средство для заработка, а свое предназначение Художника видел совсем в другом: главным итогом своей творческой деятельности он считал цикл монументальных картин, посвященный истории и мифологии славян, над которым работал около двадцати лет, но так и не смог добиться того эффекта, о котором мечтал.

Альфонс Мария Муха родился в 1860 году в чешском городке Иванчице, что находится неподалеку от Брно (тогда – Брюнн). Его отец Ондрей – мелкий служащий – был небогат, но удачно женился на дочери зажиточного мельника Амалии. Спустя год после свадьбы на свет появился мальчик, которому суждено было прославиться на весь мир. В положенный срок Альфонс был отправлен в Славянскую гимназию в Брно, закончить которую у него не получилось. Бытует версия о том, что гимназию он был вынужден покинуть по слабости здоровья, однако в архивах учебного заведения сохранились записи о том, что ученик Муха никакими хроническими заболеваниями не страдал, зато не раз был пойман на «бесцеремонной лжи» и прогулах, по основным предметам не успевал, получая неплохие отметки лишь у преподавателей рисования и пения.

Существует неподтвержденный рассказ о том, как Муха заехал в гости к приятелю, который жил в городке Усти-над-Орлици. В местном соборе он увидел фреску, написанную в барочной традиции местным художником Яном Умлауфом, и эта работа произвела на него огромное впечатление, причем не только эстетическое. Муха задумался о том, что художники могут неплохо зарабатывать, и решил стать профессиональным живописцем. Муха-старший похлопотал о том, чтобы нерадивого сына приняли писарем в иванчицкий суд, но мечты о карьере художника не покидали юношу, и он убедил отца направить прошение о зачислении в Академию изобразительных искусств в Праге. По традиции к прошению были приложены лучшие рисунки Альфонса. Доподлинно известно, что прошение было отклонено, рассказывают также, что документы вернулись отправителю с рекомендацией одного из профессоров позабыть о стремлении стать живописцем по причине «абсолютного отсутствия таланта» у их автора. «Бесталанный» юноша некоторое время проработал писарем, но мечты сделаться прославленным художником его не оставляли. В 1879 году девятнадцатилетний Муха устраивается на работу в венскую фирму «Каутски-Бриоши-Бургхарт», занимавшуюся производством театральных декораций. Оказавшись в Вене, он активно работает, а все свободное время тратит на походы по музеям и галереям современного искусства. Его любимым художником становится Ганс Макарт, который был не только живописцем, но и дизайнером мебели и интерьеров, декоратором и художником по костюмам.

Одним из важнейших заказчиков компании, в которой работал Муха, был венский «Рингтеатер ». В 1881 году там случился страшнейший пожар, в огне которого погибли почти 400 человек. Художник остался цел, но работу потерял и был вынужден уехать из Вены. Он отправился в южно-моравский город Микулов, где представился венским художником и начал писать портреты-миниатюры, расписывать стены и потолки в домах местных буржуа, причем работы заказчикам нравились, и в отсутствии таланта его никто не упрекал.

Заказы приносили деньги, достаточные для того, чтобы сводить концы с концами, и вполне могло сложиться так, что Муха остался бы местной знаменитостью, но в 1882 году он познакомился с графом Карлом Куэном-Беласи, который пригласил молодого художника расписать стены его замка Эммахоф. Граф остался настолько доволен работой, что порекомендовал его своему брату Эгону, и Муха отправился в замок Гандегг в Тироле, где не только занимался росписями, но и написал несколько портретов и пейзажей, которые также украсили стены графской резиденции.

Но Карл Куэн-Беласи стал не только первым крупным заказчиком Альфонса Мухи. Он решил помочь многообещающему юноше и предложил ему оплатить обучение в мюнхенской Академии художеств и даже назначил содержание, обеспечивающее безбедное существование. В 1885 году Альфонс поступил в Академию, причем был принят сразу на третий курс – то ли критерии оценки таланта у мюнхенских и пражских профессоров были разные, то ли протекция графа оказалась весьма весомой. Он прилежно учился, одновременно создавая эскизы журнальных обложек по заказу издателя Филипа Кубра – мужа его сестры Анны. Кроме того, в 1886 году Муха получает заказ на алтарные картины для храма чешской общины в Северной Дакоте.

Спустя год Муха отправился в Париж, с тем чтобы завершить художественное образование в центре европейской художественной жизни. Здесь он поступил в весьма популярную в то время частную академию Родольфа Жюлиана. Проучившись там некоторое время, перешел в художественную академию Коларосси. Вновь расходы взял на себя граф Куэн-Беласи.

Муха снял квартиру на улице Бара в Латинском квартале, погрузился в учебу и, конечно, в полной мере наслаждался парижской жизнью, но беззаботный период длился недолго: граф сообщил, что не может больше финансировать талантливого художника и впредь тому придется полагаться лишь на свои силы. Ситуация складывалась совсем неблагоприятная: академию пришлось покинуть, да и квартиру оплачивать стало крайне сложно, но из Парижа уезжать совсем не хотелось. Муха показал свои работы издателям, получил несколько заказов на оформление газет и журналов, и у него снова завелись какие-то деньги. Он арендовал небольшую мастерскую, которая располагалась над молочным кафе мадам Шарлотты, которое особенно любили бедные художники за то, что там их кормили в долг.

Декоративные панно «Время суток»
Серии «Время суток» и «Времена года» были невероятно популярны – парижские буржуа украшали такими литографиями свои дома. Во второй половине 1890-х годов Альфонс Муха неоднократно возвращался к подобным сюжетам.

Среди заказчиков Мухи был и издатель Арман Колэн, который в 1891 году предложил художнику принять участие в создании иллюстраций для научного труда «Сцены и эпизоды из истории Германии» видного историка Шарля Сеньобоса. Книга эта стала весьма известной, что не могло не сказаться на популярности художника.

Слава о талантливом и интересном иллюстраторе довольно быстро распространилась – не прошло и полутора лет, а от заказов не было отбоя: более того, в 1892 году Альфонс Муха организовал студию, в которой начал обучать рисованию всех желающих. Эти курсы пользовались такой популярностью, что его пригласили преподавать в академию Коларосси.

Жизнь наладилась настолько, что Муха смог позволить себе некоторые излишества: еще во время жизни в Вене он увлекся фотографией и начал фотографировать камерой, взятой напрокат, а теперь приобрел собственную технику и практически с ней не расставался. Он снимал для собственного удовольствия – до нашего времени дошли совсем несерьезные фотографии Поля Гогена, сделанные в мастерской, которую художники, познакомившиеся в кафе мадам Шарлотты и подружившиеся, какое-то время арендовали вместе. В какой-то момент Муха понял, что фотографии – идеальный вариант для фиксирования моделей, и с тех пор часто использовал их в работе: сохранились снимки, расчерченные на клетки, для удобства перенесения на холст.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слово редактора Слово редактора

Главный материал этого номера – о Льве Яшине

GALA Биография
Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр

Конец года – время подводить итоги и делать прогнозы.

Игромания
Романы планетарного масштаба Романы планетарного масштаба

Астролог Инна Любимова — о любви в 2024 году

VOICE
Учимся делать добро Учимся делать добро

Среди нас есть люди, которые занимаются благотворительностью не только под Рождество. Они несут добро и свет другим – по велению сердца. «Лиза» выяснила, что еще нужно для того, чтобы присоединиться к движению волонтеров

Лиза
Яркие миры Яркие миры

Разноцветные животные планеты

Вокруг света
Killing Floor 2 Killing Floor 2

Группа людей, вооруженных автоматами, пытается выжить в лабиринте коридоров заброшенной лаборатории. Слышны звуки цепной пилы, топот десятков ног, рычание и вопли орды.

Игромания
Эльмира Земскова. Дорога перемен Эльмира Земскова. Дорога перемен

Эльмира Земскова рассказала о своем муже Валерии Николаеве

Караван историй
Арам Мнацаканов Арам Мнацаканов

Как стать лучшим ресторатором Санкт-Петербурга, открыть один из самых успешных итальянских ресторанов в Москве, обзавестись именным заведением в Берлине — и при этом жить исключительно в свое удовольствие.

GQ
Жили они долго и счастливо Жили они долго и счастливо

Брак Софи Лорен и Карло Понти называли уникальным, исключительным, самым прочным в истории кинематографа. История знает немало случаев, когда известный продюсер женился на красавице актрисе, по возрасту годящейся ему в дочери. Но Карло и Софи были единственными, кому удалось создать крепкую семью и жить долго и счастливо, как в сказке. Правда, как и в любой сказке, на пути к счастью их ожидали преграды, причем посерьезнее, чем классические козни злых фей.

GALA Биография
Mercedes E-Class All-Terrain Mercedes E-Class All-Terrain

Компания из Штутгарта выводит на рынок свой первый универсал повышенной проходимости. Что сможет противопоставить новичок корифеям жанра?

АвтоМир
Галина Стаханова. Мечты сбываются? Галина Стаханова. Мечты сбываются?

Галина Стаханова рассказала о своих отношениях с Роланом Быковым

Караван историй
Балетный роман Балетный роман

Кшесинская первой среди русских танцовщиц исполнила свои знаменитые 32 фуэте

Дилетант
Мы стро­и­ли, строили… Мы стро­и­ли, строили…

Два года на­зад жур­нал AD вме­сте с бюро “Однушеч­ка” взял­ся за бла­го­тво­ри­тель­ный про­ект и офор­мил квар­ти­ру для вы­пуск­ни­ка дет­ско­го дома. Вот что из это­го вышло.

AD
Последний летописец Последний летописец

Николая Карамзина, чье 250-летие отметили в декабре, чтут не только как писателя, поэта, просветителя, но и как автора одной из первых книг об истории России. Однако к историкам его причислить трудно: скорее уж он был последним русским летописцем. Или первым сказочником, сочинившим знакомые каждому легенды о нашем прошлом.

GALA Биография
Основы мировой экономии Основы мировой экономии

Сколько бы ты ни зарабатывала, лишних денег, как известно, не бывает

Cosmopolitan
Свой путь Свой путь

Умница и красавица Ольга Карпуть продолжает плыть против течения. Пока другие проклинают тьму, сетуя на кризис, владелица замечательного мультибрендового бутика КМ20 зажигает свечу, расширяя бизнес.

L’Officiel
Свое место в семье Свое место в семье

Телеведущая Тутта Ларсен нашла свою любовь, как это часто бывает, на работе. Правда, поначалу ей трудно было поверить, что именно этот мужчина – ее судьба.

Домашний Очаг
Охотник за голами Охотник за голами

Еще недавно в светской хронике Федор Смолов появлялся куда чаще, чем в спортивных новостях. Вдруг все поменялось, он стал лучшим футболистом страны. GQ выяснил, как это произошло.

GQ
Чужая тайна Чужая тайна

Еще вчера малыш радостно делился своими новостями. Но внезапно от былой искренности не осталось и следа: ребенок больше не хочет быть с вами откровенным. Как его разговорить и нужно ли это делать?

Добрые советы
Встреч­ные тре­бования Встреч­ные тре­бования

Что об­ще­го у лю­дей, су­мев­ших по­стро­ить счаст­ли­вые от­но­ше­ния?

Glamour
Андрей Градов. Мой ангел-хранитель Андрей Градов. Мой ангел-хранитель

Андрей Градов рассказал о родителях и съемках в своих самых известных фильмах

Караван историй
Избяная Америка Избяная Америка

Оформ­лен­ный ди­зай­не­ром Томом Филишиа дом на гор­но­лыж­ном ку­рор­те — пат­ри­ар­халь­ная и од­новре­мен­но экс­цен­трич­ная ва­ри­а­ция на тему аме­ри­кан­ской классики.

AD
Все как есть Все как есть

Так называемые суперфуды: экзотические ягоды, злаки и водоросли с рекордным содержанием витаминов, минералов и питательных веществ — сегодня у всех на слуху. Но действительно ли они так полезны, что могут защитить нас от самых разных болезней?

Добрые советы
Сергей Карякин Сергей Карякин

Сергей Карякин – о шахматах, о себе и о своем главном сопернике

Maxim
Дальнобои останутся без работы? Дальнобои останутся без работы?

В России создана первая организация по разработке и продвижению автомобилей с автономным управлением. Начать автоматизацию решено с грузовиков.

АвтоМир
Audi A5 Audi A5

Положа руку на сердце, мы бы не стали рекомендовать подержанный А5, с каким бы мотором он ни оказался. Родовых достоинств у него хватает, но едва ли они смогут перевесить широчайший спектр проблем, который возникает в процессе эксплуатации.

АвтоМир
Сбежа­ли из дворца Сбежа­ли из дворца

Полто­ра года на­зад у прин­ца Уилья­ма и Кейт Миддл­тон ро­ди­лась дочь Шарлот­та. С тех пор ее по­чти ни­кто не ви­дел — прин­цес­са жи­вет с ро­ди­те­ля­ми и бра­том в ан­глий­ской глу­ши. Деревен­ский воз­дух и от­сут­ствие лон­дон­ско­го све­та идут все­му се­мей­ству толь­ко на пользу.

Tatler
Если прелюдия затянулась Если прелюдия затянулась

Миллионы женщин откладывают рождение детей на будущее и становятся бесплодными. На помощь им приходит маркетинг.

Forbes
Я тоже хочу Я тоже хочу

Зависть — не только вполне естественная реакция здоровой психики, но и главный двигатель прогресса и карьеры.

GQ
Владимир Зельдин. О войне, женщинах и секретах долголетия Владимир Зельдин. О войне, женщинах и секретах долголетия

10 февраля Владимиру Михайловичу Зельдину исполнилось бы 102 года.

Лиза
Открыть в приложении