Футбольный патент. Как FIFA присвоила названия российских городов
Если следовать букве закона, Москва в этом году не сможет отметить День города с привычной символикой, а Самара — провести конкурс красоты без нарушения исключительных прав FIFA. Нарушителям могут грозить санкции — изъятие из оборота товаров, на которые нанесен товарный знак, и выплата FIFA компенсаций в размере от 10 000 до 5 млн рублей
К чемпионату мира по футболу в России FIFA позаботилась о защите своей символики и зарегистрировала более 50 товарных знаков в России. При этом ее патентные поверенные сильно погорячились, а Роспатент, напротив, отнесся к проверке заявок без должного внимания. В итоге под защитой оказались даже названия российских городов, принимавших чемпионат. Теперь, если следовать букве закона, Москва в этом году не сможет отметить День города с привычной символикой, а Самара — провести конкурс красоты без нарушения исключительных прав FIFA.
Сколько символов нынешнего чемпионата мира по футболу вы можете вспомнить? Вряд ли наберется хотя бы десятка. Талисман мундаля — волк Забивака, логотип — стилистически оформленное изображение Кубка мира FIFA, официальный гимн, официальный мяч, официальный шрифт «Душа» (сам шрифт защищается авторским правом, а его название зарегистрировано FIFA в качестве товарного знака)... Но даже если перечислить все символы Чемпионата в различных вариациях, 50 товарных знаков явно не наберется.
Как же FIFA удалось их зарегистрировать в таком количестве? Все дело в том, что Международная федерация футбола является в России правообладателем товарных знаков, состоящих из названия города, принимающего Чемпионат мира по футболу, и приписки с годом проведения спортивного праздника. Каждый такой товарный знак («Волгоград 2018», «Санкт-Петербург 2018», «Казань 2018» и т.д.) зарегистрирован по три раза для разных видов товаров и услуг. При этом речь идет исключительно