Как советский фотограф и художник Александр Родченко повлиял на фотографию?

EsquireКультура

Фотомонтаж, диагональная композиция, необычные ракурсы: как Александр Родченко изменил фотографию — на примере 5 кадров

Великому фотографу и художнику Александру Родченко — 130 лет. На примере 5 кадров показываем, как он повлиял на фотографию.

Александр Родченко. Автопортрет. 1924 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Имя Александра Родченко сегодня прочно ассоциируется с фотографией, хотя фотографировать он начал довольно поздно — свою первую камеру он купил в 1924 году, в возрасте 33 лет. К этому времени Родченко уже зарекомендовал себя как один из самых ярких представителей русского авангарда — живописец, скульптор, дизайнер, изобретатель и теоретик нового искусства.

В фотографию он попал через фотомонтаж — Родченко одним из первых в России осознал потенциал этой техники. Он начал использовать фотомонтаж в рекламе и журнальной иллюстрации — конструктивисты предпочитали его рисованной графике. В поисках нужных ему изображений он без устали штудировал советские и зарубежные фотожурналы, но довольно скоро стало понятно, что делать снимки самому гораздо эффективнее.

В день 130-летия со дня рождения Александра Родченко вместе с Мультимедиа Арт Музеем объясняем, что он сделал для фотографии, на примере пяти работ.

Александр Родченко. Похороны Ленина. 1924. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

На этой работе хорошо видны преимущества фотомонтажа: соединив несколько изображений друг с другом, Родченко создает интуитивно понятный зрителю сюжет. Он практически дублирует знаменитое стихотворение Маяковского «Комсомольская», написанное на смерть Ленина:

Залили горем.

Свезли в мавзолей

частицу Ленина —

тело.

Но тленью не взять —

ни земле,

ни золе —

первейшее в Ленине —

дело.

Ленин —

жил,

Ленин —

жив,

Ленин —

будет жить…

Композиция работы строится на восходящем движении красных лучей — слева направо, снизу вверх. От нескончаемого потока людей, вышедших отдать дань памяти погибшему, наш взгляд сначала поднимается к бездыханному телу Ленина. Затем — к улыбающемуся лицу вождя мирового пролетариата, оставившего позади свою материальную оболочку: почти религиозный образ, по-отечески оглядывающий оставшихся позади последователей. Не случайно во ВХУТЕМАСе Родченко преподавал именно композицию — ее понимание и построение для него всегда было ключевым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении