Форсунки двигателя: основные виды и частые неисправности
При правильной работе форсунки повышают эффективность расхода топлива, делают выбросы более чистыми и обеспечивают производительность машины. Если они неисправны, то может потребоваться чистка или полная замена элементов
Разбираемся, какие виды топливных форсунок существуют, в чем разница и какие поломки чаще всего встречаются.
Эксперт в этой статье: Александр Тихонов, продукт специалист по системам бензинового впрыска Bosch
Что такое форсунки
Топливные форсунки (или инжектор) — это элемент системы впрыска автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, работающего на бензиновом и дизельном топливе. Они отвечают за равномерную подачу горючей смеси и ее последующее эффективное сгорание. Принцип работы всех форсунок примерно одинаков, но в зависимости от типа мотора их конструкции рабочие характеристики различаются.
Изобретение форсунки как механизма распыления под давлением жидкости или порошка принадлежит российскому инженеру Владимиру Шухову. В автомобильной промышленности их внедрение неразрывно связано с именем Рудольфа Дизеля и Роберта Боша, предложившего несколько типов впрыскивающих устройств.
Сегодня существует несколько видов форсунок, которые предназначены для разного впрыска и типов моторов. Но все они обеспечивают:
- дозировку топлива;
- распыление горючей смеси;
- экономичный расход топлива;
- снижение вредных выбросов.
Как работает форсунка
В самом простом варианте форсунка чем-то напоминает насос. Попадающее в нее топливо под высоким давлением подается в камеру сгорания в мелкодисперсном виде. Поэтапно процесс работы форсунки с электронным управлением выглядит следующим образом:
- топливный насос подает бензин или дизель в канал форсунки;
- электронный блок управления (ЭБУ) с помощью датчиков определяет правильное время для запуска и объем топлива для распыления;
- когда ЭБУ активирует открытие запорного клапана, происходит впрыск.
Устройство форсунки
Все существующие сегодня форсунки различаются по конструкции и расположению. В уже устаревших моносистемах они размещаются возле дроссельной заслонки. При распределенном впрыске форсунки установлены на впускном коллекторе. Когда впрыск топлива осуществляется непосредственно в цилиндры, форсунки располагаются в головке блока по одной на каждый.
В самом общем варианте топливная форсунка состоит из:
- герметичного корпуса;
- сетчатого фильтра;
- запорного клапана или иглы;
- распылителя с одним или более сопел.
Виды форсунок
Форсунки для дизельных и бензиновых моторов — разные. Это связано с механизмом сжигания топлива в каждом из агрегатов. Их главное отличие в давлении — у дизельных моторов этот показатель намного выше.
Механические
Одни из самых простых видов, которые все реже применяются в конструкции автомобилей, как правило, дизельных. Работа механической форсунки основана на давлении топливной системы. В дизельных моторах за него отвечает пара насосов низкого (ТННД) и высокого давления (ТНВД). В момент подачи топлива создаваемое давление поднимает иглу и сопло открывается. Так происходит впрыск, после чего под давлением пружины игла вновь запирает сопло.