Война, инфляция, инфекция
Чего больше всего опасаются россияне и почему.
Эксперты Всемирного экономического форума поставили на первое место среди глобальных рисков изменение климата. Российские участники опроса больше всего опасаются межгосударственных конфликтов. Но не менее опасны для России демографические проблемы, неэффективная экономическая модель и отсутствие реакции на все эти вызовы.
Каждый из нас обязан управлять своими рисками. Это верно и на уровне стран. Чего опасаются в России и насколько это совпадает со страхами жителей других стран? Ответы дает Доклад о глобальных рисках, выпущенный перед очередным форумом в Давосе. На горизонте десяти лет на первом месте стоит риск того, что мир не справится с изменением климата. На втором — ужасы погоды, риски ее крайностей, пожаров, наводнений, засух, ураганов и прочих «приятностей». На третьем месте — потеря биологического разнообразия, коллапс экосистем.
Портрет на фоне
С таким взглядом на мир трудно спорить. Экономика «черных лебедей», кажется, становится новой нормальностью. Число системных бедствий и катастроф, учитываемых в международных базах данных, выросло с начала 1980-х по меньшей мере вдвое, и Россия не является исключением. Риски каждого попасть в нечто, кажущееся невероятным, давно уже «материально значимы». Погодные изменения каждый чувствует на себе. Пандемия еще пять лет назад — сюжет для Голливуда. Уже два года она реальность.
На четвертом месте — рост неравенства (политического, экономического, технологического, между поколениями, между странами, внутри одной и той же страны). Этот риск не абстрактный. Достаточно вспомнить, как страны дрались за доступ к вакцинам и каким глубоким оказалось расслоение между ними. Или как старшие поколения оказались заложниками поведения младших, когда приняли на себя главный удар пандемии и были во многих странах принесены в жертву. На пятом месте — риск утраты средств к существованию (пандемия, кризис). На шестом — инфекционные болезни. Глобальный долговой кризис, которого мы давно ждем, — на девятом месте, на десятом — геоэкономическая конфронтация. Но в странах эти риски ранжируют по-разному. В докладе есть итоги опросов по