Вклад каждого
Выручка компании «Банки.ру» превысила 1 млрд рублей. За счет чего сервис стал успешным?
Владелец Межпромбанка Сергей Пугачев в начале 2000-х любил засиживаться в своем кабинете в центральном офисе банка на Страстном бульваре до поздней ночи или даже до раннего утра. Иногда он проводил ночные совещания, и в них принимал участие руководитель пресс-службы Межпромбанка Филипп Ильин-Адаев. Обсуждать отношения банка со СМИ в четыре утра было тяжеловато, но ради зарплаты $4000 в месяц с ночными бдениями можно было смириться.
В 2005 году Ильин-Адаев начал думать о собственном бизнесе, поначалу он хотел лишь получать дополнительный доход. Возникшую у него было идею с производством пельменей Ильин-Адаев быстро отмел как бесперспективную, этот рынок был очень конкурентным. Свой бизнес он решил делать в интернете. Тематические сайты для потребителей в то время только начинали создаваться. Автомобильная тематика и недвижимость быстро оказались заняты, а вот банковское направление оставалось свободным — не было даже сайта, где можно сравнить ставки по вкладам.
Ильин-Адаев подошел к делу серьезно и потратил на проект все свои личные сбережения, $100 000. Главными статьями расхода были аренда офиса и персонал, хотя поначалу в компании работало всего четыре человека. За $4500 был куплен домен banki.ru и создан первый сайт. Место для офиса было выбрано на Петровке рядом с Межпромбанком — Ильин-Адаев поначалу занимался своим бизнесом в обеденный перерыв и после окончания рабочего дня в Межпромбанке. Его младшим партнером с долей 25% стал старший брат Кирилл Ильин-Адаев, работавший ранее в холдинге «ИМАпресс». Филиппу Ильину-Адаеву досталось 75% «Информационного агентства «Банки.ру».
Первый рекламодатель, банк «Союз» Олега Дерипаски, пришел спустя три месяца, разместив на сайте свой баннер за $3000. Через год сайт начал обрастать новыми сервисами, но медийная реклама все еще приносила больше половины доходов. Важной вехой развития «Банки.ру» стало появление «народного рейтинга»: посетители оставляют отзывы о работе банков (475 000 за все время), на их основе составляется рейтинг качества обслуживания клиентов. Авторы самых полезных отзывов получают призы. Начальник центра развития клиентского опыта ОТП-банка Иван Артамонов говорит, что благодаря «народному рейтингу» банк получает до 250 отзывов в месяц и на каждый из них реагирует. «Рейтинг позволяет сравнивать себя с конкурентами», — добавляет Артамонов. Во многих банках оценки из «народного рейтинга» включены в KPI клиентских менеджеров. Однажды «народный рейтинг» взялся читать Герман Греф и был шокирован отзывами о Сбербанке, госбанк открыл на сайте «Банки.ру» свою горячую линию. Горячие линии — сервис, где любой клиент может пообщаться со своим банком в онлайне. Кабинеты для диалога с клиентами на сайте открыли более 120 банков (им это стоит 1,2 млн рублей в год). Есть на портале и платные для банков информационные карточки — реклама их достижений.