Три ступени
Forbes впервые представляет рейтинг франшиз с разбивкой на группы в зависимости от суммы инвестиций в одну точку.
Последние семь лет франчайзинг в России активно развивается — число предприятий, по данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), увеличивается не менее чем на 15% в год. Причиной роста, как ни странно, послужил кризис 2014-го: собственники бизнеса ищут новые способы получения дохода. «Когда операционной прибыли не хватает, запускают кейтеринг, доставку, франшизу», — объясняет Ирина Авруцкая, бизнес-консультант и основатель Like4Like Foodservice Consulting. Есть еще одна причина: крупные игроки, которые за 10–20 лет создали свои сети, устали заниматься операционным управлением, готовы делиться опытом и выстраивают собственную модель ведения бизнеса. Сегодня в России около 1450 брендов франшиз и более 50 000 франчайзи. РАФ оценивает объем рынка в $350–500 млн (с учетом «серого» сегмента) — сумма колоссальная, но до США, родины франчайзинга, пока далеко.
Американская компания FRANdata насчитала в Штатах порядка 3800 брендов франшиз. По мнению исследователей, это на уровне рекордного максимума или вблизи него, причем во многом из-за неверного представления, что франчайзинг — самый простой, дешевый и быстрый способ развития бренда. Разумеется, речь идет о франчайзи-партнерах, желающих заработать на уже обкатанной бизнес-идее. Но быть предпринимателем и быть франчайзи — не одно и то же. «[Франчайзи] нужно уметь работать в предлагаемых обстоятельствах и подстраиваться под систему владельца бренда», — предупреждает Сергей Зайцев, глава «Росинтер Ресторантс Холдинг» («IL Патио», Costa Coffee, TGI Fridays, а также «Макдоналдс» в Пулково и Шереметьево). Покупка франшизы может стать верным шагом для начала собственного бизнеса, но ставки высоки. Чтобы помочь потенциальным франчайзи соотнести риски с выгодой, Forbes представляет 30 франшиз, сгруппированных по объему инвестиций в одну франчайзинговую точку: крупные — 5–25 млн рублей, средние — 1–5 млн рублей и малые — до 1 млн рублей.
Голодные франчайзи
Как правило, предприниматель ориентируется на бюджет, условия франчайзингового пакета и перспективу возврата инвестиций. Одни из самых дорогих франшиз — точки общепита. Их стало заметно больше в последние годы, они занимают 35–37% франчайзинга в России, оценивает РАФ. Этот тренд хорошо заметен в первой группе рейтинга, где 5 из 10 участников — рестораны, пиццерии, кафе. Открытие food-франшизы обходится предпринимателю в среднем в 10–15 млн рублей. Причем неважно, российский это бренд, как «IL Патио», или международный вроде Papa John’s. Выручка с одной точки — от 30 млн рублей, но и срок окупаемости около трех лет, а прибыль на уровне 10–12% в год.
В рейтинг вошли три оператора фастфуда, включая «Додо Пицца», которая открыла за год 113 точек по франшизе, не закрыв ни одной. По словам основателя сети Федора Овчинникова, доля массового общепита увеличивается, из ресторанов потребитель уходит в фастфуд — сегмент, который всегда растет в кризис. Франшиза ближайшего конкурента, Domino’s Pizza, в рейтинг не попала: у нее пока 23 точки, а мы учитывали компании, имеющие не менее 50.
Также в рейтинг не включены «Макдоналдс», Burger King и KFC. «Франчайзинговый бизнес — массовый, и по этой логике включать «большую тройку» фастфуда в список не вполне корректно. Порог входа для среднестатистического предпринимателя очень высок», — говорит Овчинников. Гиганты нацелены на партнерские отношения с крупными франчайзи, готовыми ждать окупаемости четыре-пять лет, подтверждает Авруцкая: «У 99,9% рядовых предпринимателей шансов купить такую франшизу просто нет». Из-за закрытости сложно оценить франшизы АЗС. Вице-президент РАФ Юрий Михайличенко говорит, что этот сегмент занимает до 3% франчайзингового рынка, причем 1% — это АЗС «Лукойл» (в компании отказались от комментариев). Похожая ситуация и у сотовых операторов «Билайн», Tele2, МТС. Компания «Мегафон» не прошла по параметру «соотношение открытых/закрытых