Санкции навсегда
Архитекторы российской антисанкционной политики слабо представляют себе ее пределы и последствия для экономики.
Россия на протяжении уже восьми лет является объектом применения экономических санкций, но только в 2022 году страна стала своего рода рекордсменом по силе и разнообразию санкционного воздействия со стороны мощной международной коалиции, за которой стоит примерно половина мирового ВВП (по паритету покупательной способности).
Удар по площадям
Уникально в нынешней ситуации то, что эта коалиция объединила не только политические власти соответствующих государств, но и значительную часть неправительственных организаций и даже деловых кругов, которые под давлением общественного мнения встали под ее знамена. Более того, даже не участвующие в коалиции государства и организации часто склонны прислушиваться к ее рекомендациям, поскольку всерьез озабочены попаданием под вторичные санкции.
Ограничительные меры продолжают быстро множиться и углубляться, таргетируя все более широкий круг российских частных лиц и организаций, а также видов деятельности — это уже не только политика, торговля и финансы, но и культура, наука, спорт.
Похоже, по мере развития ситуации международная коалиция все меньше обеспокоена высокоточным попаданием в конкретные цели: санкции теперь не избирательны, а всеохватны. Практически все жители России уже имели возможность прямо или косвенно почувствовать их воздействие на себе. Непредсказуемость санкционного эффекта, помимо всего прочего, делает невозможным планирование какой бы то ни было осмысленной деятельности, выходящей за рамки краткосрочного периода.
В свою очередь, российские власти оказались не готовы к резкой эскалации санкций от столь значительного числа сторон. И если замораживание золотовалютных резервов и другие драконовские финансовые ограничения еще можно было как-то по аналогии предусмотреть, то транспортно-логистическая блокада, формирование экспортного эмбарго по развернутой номенклатуре чувствительных товаров и услуг и кардинальное ограничение импорта российской продукции, включая даже энергоносители, абсолютно беспрецедентны в мировой практике.