Автомобиль как объект коллекционирования и инвестиционный актив

ForbesАвто

Роскошь передвижения

Автомобиль как объект коллекционирования и инвестиционный актив.

Григорий Бальцер. Антиквар, основатель агентства Baltzer Auction Agency and Services, член правления международной конфедерации антикваров и арт-дилеров
/ forbes.ru/grigoriy-balcer

Cadillac Series 62 1959 года выпуска на предаукционной выставке Bonhams в Париже. Февраль 2014 года

Век автомобилестроения не так уж и долог — чуть более 100 лет, но, будучи вундеркиндом прогресса, автомобиль завоевал свою аудиторию за рекордный срок: люди, захотевшие коллекционировать машины, появились почти сразу. Это занятие, разумеется, было прерогативой аристократии и сильных мира сего: одним из страстных автоколлекционеров был, к примеру, последний российский император Николай II (с чем, кстати, связано интенсивное развитие отечественного автопрома в начале XX века, породившего такие шедевры, как «Руссо-Балт»). Сегодня ситуация примерно та же: несмотря на сравнительно невысокий порог входа в ряды коллекционеров (приличный олдтаймер на аукционе можно найти всего за несколько тысяч долларов или евро), значительную финансовую нагрузку дают затраты на логистику, хранение, поддержание авто в коллекционном состоянии и, конечно, реставрацию. Стоимость последней, к слову, может в разы превосходить цену покупки. Но без реставрации не обойтись: именно она превращает старую машину в великолепный инвестиционный актив с доходностью до 258% за 10 лет, по оценкам аналитиков Knight Frank.

Коллекционные автомобили принято делить на три основные категории: олдтаймеры, или классические автомобили (к ним относят машины, созданные 30 и более лет назад), янгтаймеры (созданы в последние десятилетия) и спецтехника. Приобрести статус коллекционной имеет шанс лишь редкая и малосерийная модель с определенной степенью сохранности (в случае с олдтаймерами сохранность подтверждают альбомом с фотографиями, в которых пошагово зафиксирован процесс реставрации и показаны детали, которые в процессе использовались). Особая группа — это специализированные машины. Сюда попадает широкий спектр техники, от гоночных авто до спецмашин различных служб.

$70 млн за Ferrari 250 GTO 1963 года (июнь 2018 года, частная продажа) — абсолютный рекорд рынка

Драйвером цены на автомобиль, наряду с уникальностью и сохранностью, может стать провенанс: факты «биографии», выделяющие конкретную машину даже из ряда редких экземпляров, например громкое имя предыдущего владельца или причастность к известному событию (диапазон широк, от исторических встреч до киносъемок). В этом случае автомобиль становится меморабилией, что расширяет круг интересантов: чтобы загореться идеей покупки машины Джеймса Бонда, необязательно быть коллекционером британского автопрома. Коллекционирование автомобилей во многом локальная, имеющая привязку к географии история. В Азии популярностью пользуются азиатские машины, в США — «американцы», в Англии, Индии и других бывших британских колониях — праворульные «британцы».

Связано это в первую очередь с наличием развитой сервисной инфраструктуры, заточенной под обслуживание местных марок. Негласное деление европейских классических машин на немецкие и «все остальные» обусловлено также наличием в Австрии, Германии, Швейцарии профильных автомастерских и развитой сети продаж оригинальных деталей, а также специализированных аукционных домов, торговых площадок, гаражей. Да и автомобилей в хорошем состоянии там сохранилось больше.

В Европе на заре автостроения, помимо больших автоконцернов, было много маленьких производств, создававших шедевры. Но в немецкоязычных странах сложилась особая культура владения автомобилями и их хранения, да и автопромышленность во время войны в разных странах развивалась по-разному: в Австрии, Германии и Швейцарии ей повезло больше, чем, например, во Франции и Великобритании.

Именно поэтому эти три страны считаются лучшим местом для приобретения европейского (особенно немецкого) олдтаймера: выбор больше, лучше соотношение цены и качества. В Швейцарии, кстати, в марте 2019 года был продан и самый дорогой янгтаймер в истории: цена покупки новой модели Bugatti La Voiture Noire на Geneva Motor Show составила около $19 млн, включая налоги. Для сравнения: рекордная цена для олдтаймера на сегодняшний день — $70 млн за Ferrari 250 GTO 1963 года, выигравшую Тур де Франс 1964 года.

$22 млн за самый дорогой в мире довоенный автомобиль— Duesenberg Model J 1935 года (август 2018 года, аукционный дом Gooding & Company, Пеббл-Бич)

Основные сделки в мире коллекционных авто проходят в Великобритании и США, именно в этих странах живут крупнейшие мировые автоколлекционеры, здесь же расположены самые передовые сервисные центры (ведь каждый серьезный коллекционер рано или поздно обзаводится своей мастерской) и множество аукционных домов — «аукционных гаражей» и «аукционных парковок» (именно так это выглядит).

И если Великобритания славится в основном топовыми аукционами машин, то Америка известна множеством локальных торгов, на которых можно приобрести буквально все, что связано с упомянутой тематикой. На американских аукционах в торгах может участвовать до нескольких тысяч лотов, и идти они могут по нескольку дней. Интерес коллекционеров не ограничивается только машинами: каталог любых торгов редко обходится без «вступительной части», включающей автомобильную атрибутику (от плакатов и брендированных сувениров до фигурок-маскотов, украшавших капот или радиатор) и специальные каталоги оригинальных деталей. В компанию двух стран-лидеров в последние годы стремятся разные государства Азии, в частности Индия, — в аналитических отчетах об этих растущих рынках говорится все чаще. Коллекционирование машин там на европейский и американский уровень еще не вышло, но уверенно растет.

$48,4 млн за Ferrari 250 GTO 1962 года (август 2018 года, Sotheby’s) — аукционный рекорд 2018 года

Помимо локальных аукционных домов, которых много в странах с развитым автопромом, автомобилями торгуют и международные дома-гиганты. Громкими результатами не перестает удивлять автодепартамент дома Bonhams, недавно отметившийся продажей Bugatti Type 57 Atalante Faux Cabriolet 1935 года почти за $2 млн (он же в сентябре 2019-го продавал знаменитый трак, расписанный Бэнкси). В 2015 году одной из главных сенсаций в автомире стала покупка домом Sotheby’s 25% акций лидирующего на тот момент автомобильного аукционного дома RM Auctions. Согласно официальным источникам, сделка обошлась международному гиганту в $30,7 млн. Это стратегическое партнерство позволило Sotheby’s укрепить свои позиции на авторынке (ежегодный оборот RM Auctions на тот момент оценивался в $2 млрд), а RM Auctions в результате сменил название на RM Sotheby’s и сегодня стабильно занимает лидирующее положение на мировой аукционной автоарене (представительства в семи странах мира, 8–10 аукционов в год). Покупатели коллекционных машин достаточно однородны. Автомобиль преимущественно остается мужской игрушкой. В Европе и Америке все больше покупок совершают миллениалы: в 2019 году, согласно имеющимся данным, покупатель значительно помолодел, теперь это чаще всего мужчина в возрасте от 30 до 40 лет. В Азии пока основными покупателями являются люди постарше: представители поколения 50–60-летних. Россия в этом смысле пока ближе к Азии, чем к Европе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Простые вещи Простые вещи

Денис Шевченко к 30 годам прошел путь от челнока до владельца модного бренда

Forbes
«Частные деньги решают затянувшиеся вопросы прошлого»: как Сергей Капков планирует перестроить уральские города «Частные деньги решают затянувшиеся вопросы прошлого»: как Сергей Капков планирует перестроить уральские города

Почему частные инициативы наконец пришли в урбанистику

Forbes
Сестры и братья вайнеры Сестры и братья вайнеры

Блогеры зарабатывают миллионы на рекламе в Instagram

Forbes
Крабы, сопки и мосты: как Владивосток из города «на задворках империи» превратился в туристическую Мекку Крабы, сопки и мосты: как Владивосток из города «на задворках империи» превратился в туристическую Мекку

Владивосток серьезно изменился и стал привлекать избалованных туристов

Forbes
Больше не игрушки Больше не игрушки

Рынок киберспорта на постсоветском пространстве измеряется миллионами долларов

Forbes
Дамаск возвращает себе Сирию Дамаск возвращает себе Сирию

Сирийское правительство сумело вернуть себе контроль над территорией страны

Эксперт
Рожденные побеждать Рожденные побеждать

Александр Кохановский создал одну из самых успешных киберспортивных команд

Forbes
10 худших звездных нарядов недели 10 худших звездных нарядов недели

Звезды продолжают выгуливать наряды, а мы — разбирать модные провалы

Cosmopolitan
Игры патриота Игры патриота

Почему Александр Туголуков хотел продать «Библио-Глобус» британской Thomas Cook

Forbes
Научи его делать тебе хорошо: инструкция для мужчин от секс-коуча Научи его делать тебе хорошо: инструкция для мужчин от секс-коуча

Коуч Максим Исаев написал подробную и откровенную секс-инструкцию для... мужчин

Cosmopolitan
Права сильных Права сильных

10 главных бизнес-историй 2019 года в спорте

Forbes
Анализ «на глисты» Анализ «на глисты»

Иногда выяснить, не поселился ли в нас нахлебник, бывает необходимо

Здоровье
Авария в метро Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

Forbes
Направо и прямо до утра: как давать инструкции во время куннилингуса Направо и прямо до утра: как давать инструкции во время куннилингуса

Оральный секс для девушки — это возможность лечь на спину и просто расслабиться

Cosmopolitan
Итоги года: Апрель, май, июнь Итоги года: Апрель, май, июнь

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
Что такое декантер Что такое декантер

Как сосуды для хранения вина из предметов быта превратились в атрибут роскоши

Esquire
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Александр Ерохин: «Выход сборной на Евро – главный подарок на мой день рождения» Александр Ерохин: «Выход сборной на Евро – главный подарок на мой день рождения»

Футболист сборной России и питерского «Зенита» Александр Ерохин

GQ
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Без мужа – без славы: где сейчас бывшие Деппа, Бандераса и других Без мужа – без славы: где сейчас бывшие Деппа, Бандераса и других

Бывшие жёны знаменитых мужчин, которые после расставаний ушли в тень

Cosmopolitan
Жизнь по календарю Жизнь по календарю

Приложение-трекер для репродуктивного здоровья Flo инвесторы оценили в $230 млн

Forbes
Каким получился «Терминатор: Темные судьбы» — и почему следующий фильм вселенной может выйти куда лучше Каким получился «Терминатор: Темные судьбы» — и почему следующий фильм вселенной может выйти куда лучше

Фильм получился любопытным, но захватывает история, которая осталась за кадром

Esquire
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Максималисты. BMW X7 против Range Rover Максималисты. BMW X7 против Range Rover

Range Rover почти на равных конкурирует с новым BMW X7

РБК
Забойные истории Забойные истории

Как Александр Щукин попал в список Forbes, а потом оказался под домашним арестом

Forbes
Идея! Попасть в закрытый клуб Идея! Попасть в закрытый клуб

В некоторые клубы путь закрыт почти всем. И попасть туда хочется особенно

Maxim
Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
Домашнее насилие: как ты можешь помочь тем, кто с ним столкнулся Домашнее насилие: как ты можешь помочь тем, кто с ним столкнулся

Как можно помочь пострадавшим от домашнего насилия

Cosmopolitan
Защита Бурунова Защита Бурунова

Сергей Бурунов на примерах показал, как труден бывает путь к славе

Esquire
Больше не наливать Больше не наливать

Год назад бизнес-леди Ирина Вольская отказалась от алкоголя

Tatler
Открыть в приложении