«Яндекс» вступил в борьбу за лидерство на российском рынке электронной коммерции

ForbesБизнес

Погоня на роверах

«Яндекс» вступил в борьбу за лидерство на российском рынке электронной коммерции.

Текст Ирина Юзбекова, Анастасия Карпова

Управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян за большим столом для переговоров, заставленным гаджетами «Яндекса», показывает на планшете график. «Если посмотреть на поездки «Яндекс.Такси», то видно, как их количество вырастает в дни, когда в стране выдают авансы и зарплаты», — рассказывает он. К концу месяца у пользователей сервиса заканчиваются деньги, и они начинают экономить, отказываясь от поездок. По словам Худавердяна, еще три года назад такие скачки спроса нельзя было заметить, так как сервис был гораздо меньше и некоторые тренды терялись на фоне роста. Сейчас такими же темпами развивается маркетплейс «Яндекса» «Яндекс.Маркет», а также весь рынок электронной коммерции. Если в 2020 году его объем составлял $34 млрд, то к 2025-му он вырастет до $108 млрд, по оценке инвестбанка Goldman Sachs. Российский рынок электронной коммерции — самый быстрорастущий в Европе.

Худавердян прогнозирует, что по итогам года товарооборот всего сегмента e-commerce «Яндекса» вырастет на 200%, хотя сейчас, по данным Goldman Sachs, на него приходится лишь 11% выручки всего «Яндекса». Аналитики Goldman Sachs среди крупнейших игроков российского рынка электронной коммерции выделяют Wildberries, Ozon, «Яндекс. Маркет» и AliExpress. И «Яндекс» в этом списке не первый. К 2025 году три лидера рынка должны занять долю 65%, но кто это будет — вопрос открытый. «В e-commerce мы сейчас сфокусированы на том, чтобы догонять ближайшего конкурента — Ozon, это важнейшая тема», — признается Худавердян. Как технологический гигант собирается обогнать конкурентов в электронной коммерции?

Неудачная попытка

Почему рынок электронной коммерции оказался важен для «Яндекса»? «Маркет» родился из универсального поиска по товарам. И с ростом потребления товаров в интернете становилось понятно, что ежедневные покупки — это такой же запрос пользователей, как и поиск информации. По сути, будет у нас e-commerce или нет, это для «Яндекса» вопрос того, являемся мы универсальной поисковой системой или нет», — поясняет Худавердян. Он приводит в пример Amazon, который еще в нулевые фактически стал в США «поисковиком», в котором люди ищут товары и сравнивают цены на них. «Amazon перетащил на себя в целом привычку поиска товаров», — говорит Худавердян.

О создании собственной торговой площадки в «Яндексе» задумались в 2017 году, развивать ее решили совместно со «Сбером». В августе 2017-го компании подписали соглашение о намерениях создать СП на базе «Яндекс.Маркета» на паритетных началах. «В мае 2018-го мы объявили о создании совместного предприятия со Сбербанком и приняли решение вместе его развивать. А дальше вы уже знаете: инициатива не получилась, скажем так», — говорит Худавердян, подразумевая раздел активов в июле 2020-го. Банк тогда за 2,4 млрд рублей приобрел долю в «Яндекс.Деньгах», а IT-компания за 42 млрд рублей выкупила «Яндекс.Маркет». «В пандемический год мы, по сути, вошли с «Маркетом» самостоятельно и стали уже сами развивать платформу e-commerce с максимальным приоритетом», — комментирует Худавердян.

Не упустил ли «Яндекс» время, создавая совместное предприятие со «Сбером» на рынке электронной коммерции? Худавердян отвечает уклончиво: «Можно считать, что упустили, а можно — ровно наоборот. Сбербанк был компанией, которая более смело смотрела на эту картину. И нам их смелость добавляла уверенности. Возможно, если бы не было этой истории, мы бы тогда не сдвинулись с мертвой точки и сегодня оказались позади Ozon не на один год по развитию, а на годы».

«Маркет» действительно стал более активно развиваться под управлением только «Яндекса», говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. По его словам, структура управления в компании упростилась, а значит, стало меньше согласований. Кроме того, «Яндексу» теперь проще предоставлять дополнительное финансирование на развитие в нужный момент.

В конце июля «Яндекс» обновил прогноз по вложениям в e-commerce из-за ускоренного роста этого сегмента. За весь 2021 год он планирует вложить $650 млн в развитие e-commerce, хотя до этого компания собиралась инвестировать около $400–500 млн. По словам Худавердяна, деньги пойдут в основном на логистическую инфраструктуру: склады, распределительные центры, пункты самовывоза.

Склады и дороги

На конец сентября «Яндекс» запланировал запуск одного из крупнейших складов для возврата в Подмосковье. За несколько недель до открытия обнаружилось, что к нему невозможно подъехать. «Мы считали, что склад у нас уже готов, но команда, которая делала запуск, забыла сказать, что пока нет дороги», — рассказывает Худавердян о курьезах из жизни «Маркета». В итоге дорогу сейчас строят, в том числе на деньги интернет-компании. «Не своими руками там асфальт кладем, но часть инвестиций наша. Зато откроем все, как и планировали», — говорит глава «Яндекса».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не ровен час Не ровен час

Зачем нужно точно измерять время и почему рабочие невзлюбили часы

Forbes
«Талибы — это прежде всего национально-освободительное движение» «Талибы — это прежде всего национально-освободительное движение»

Сможет ли Талибан превратить Афганистан в государство?

Эксперт
Поколение Next Поколение Next

Очередной рейтинг самых богатых наследников российских миллиардеров

Forbes
Иначе говоря. Дмитрий Крымов: «Я переношу на сцену эмоциональный укол» Иначе говоря. Дмитрий Крымов: «Я переношу на сцену эмоциональный укол»

Интервью с театральным режиссёром Дмитрием Крымовым

Полка
Клуб несостоявшихся государств Клуб несостоявшихся государств

«Пересадка» чужеродных институтов в другие страны всегда обречена на провал

Forbes
Девушка над городом Девушка над городом

Катя Шкуро загорает на крыше

Maxim
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Пятиминутный путеводитель по... фейковым новостям Пятиминутный путеводитель по... фейковым новостям

Лучшие фейки событий и теорий заговоров, мистических тварей и личностей

Esquire
Полярные ворота Полярные ворота

Как остановить отъезд людей из богатой Мурманской области

Forbes
Max Mara. Классика на все времена Max Mara. Классика на все времена

Max Mara идеально описывается словосочетанием haut de gamme ("высший класс")

Караван историй
Акции на электромобили Акции на электромобили

Как заработать на отказе от двигателей внутреннего сгорания

Forbes
На пути к На пути к

Ученые сделали еще один шаг к сверхпроводникам

Популярная механика
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Десятки миллионов продаж и минималистичный дизайн для родителей: почему переноска-«кенгуру» BabyBjörn стала популярной Десятки миллионов продаж и минималистичный дизайн для родителей: почему переноска-«кенгуру» BabyBjörn стала популярной

BabyBjörn осмыслила дизайн детских товаров так, чтобы они нравились родителям

VC.RU
Авария в метро Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

Forbes
Замок из песка. В Венеции показали «Дюну» Дени Вильнева Замок из песка. В Венеции показали «Дюну» Дени Вильнева

Фантастический фильм Дени Вильнева оказался жертвой завышенных ожиданий

РБК
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
Душ из слизи и мяукающий сосед: самые необычные услуги в отелях Душ из слизи и мяукающий сосед: самые необычные услуги в отелях

Необычные услуги в отелях

Вокруг света
Мясное растениеводство Мясное растениеводство

Производством искусственных котлет занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги

Forbes
Лекарство или яд: самые интересные исследования про алкоголь Лекарство или яд: самые интересные исследования про алкоголь

Откуда берется пристрастие к спиртному и полезен ли один бокал вина в неделю

Reminder
Детки в сетке: как стать кибергероем для ребенка и защитить его от онлайн-угроз Детки в сетке: как стать кибергероем для ребенка и защитить его от онлайн-угроз

Как обеспечить ребенку безопасность в Интернете?

Популярная механика
Инфоцыгане или спасители жизней? Кто они – Елена Блиновская и другие инстафеи Инфоцыгане или спасители жизней? Кто они – Елена Блиновская и другие инстафеи

Кто такие инстафеи?

Cosmopolitan
Не упал — значит, не было Не упал — значит, не было

«А было ли вообще событие, если на нем не упал ни один королевский гвардеец?»

Лиза
Фактчек: 12 легенд об Александре II Фактчек: 12 легенд об Александре II

Мифы и легенды, которые сложились вокруг императора Александр II

Arzamas
Нам нужна школа, где родители доверяют учителю Нам нужна школа, где родители доверяют учителю

Родители и школа – каким должно быть их идеальное взаимодействие?

Домашний Очаг
8 мифов о волосах, которые давно пора развенчать 8 мифов о волосах, которые давно пора развенчать

Горячая укладка - зло, волосы надо регулярно стричь - слышала? Всё это ерунда

Cosmopolitan
На крови космонавтов могут построить колонию на Марсе На крови космонавтов могут построить колонию на Марсе

Ученые ищут пути минимизировать объемы доставки материалов на Марс

National Geographic
Какаду мастерят инструменты, чтобы полакомиться ядовитыми фруктами: видео Какаду мастерят инструменты, чтобы полакомиться ядовитыми фруктами: видео

В мире птиц это – редчайшая способность

National Geographic
8 потрясающих приключений 8 потрясающих приключений

8 маршрутов, наполненных активными развлечениями и экстримом

Playboy
Взгляд робота заставляет нас менять свое решение Взгляд робота заставляет нас менять свое решение

Мы воспринимаем роботов как равных и ничего не можем с этим поделать

National Geographic
Открыть в приложении