Почти как война
Пандемия ломает устоявшиеся экономические модели
Социологи и психологи не перестают спорить о том, какие тектонические сдвиги произойдут в поведении людей после окончания пандемии: станут ли коронафобия и мизофобия в более широком смысле постоянными спутниками большинства населения планеты, или же время быстро залечит раны и жизнь вернется в прежнее русло.

Управляющий
директор
Arbat Capital /
forbes.ru/
orlov-aleksandr
Но бесспорно то, что мировая экономика уже не будет прежней и начавшиеся с Великой рецессии 2008–2009 годов изменения только еще больше ускорятся. Так же было и с трансформацией мирового экономического порядка до и после Второй мировой войны: Великая депрессия 1929–1933 годов задала вектор перемен, а мировая война лишь ускорила процесс и кристаллизовала смену парадигмы.
Вот некоторые общие черты.
- Тогда это был откат в уровне глобализации на уровень начала XIX века: доля экспорта в мировом ВВП упала с 14–15% почти до 4%. Сейчас мы видим сокращение с 24–25% в начале 2000-х (вступление Китая в ВТО) до 20% на трамповских торговых войнах в 2016–2018 годах. Пандемия и разрыв производственных цепочек опустят этот показатель к 16–18% уже в ближайшие годы.
- Тогда мировые державы отказались от золотого обеспечения своих валют. Сейчас они уже отказываются вообще от каких-либо ограничений на эмиссию своих фиатных денег с программами количественного смягчения, приближающимися к $20 трлн. Золото тогда и криптовалюты и драгметаллы сейчас расцветают на фоне рекордной монетизации экономики — денежная масса в развитых странах уже превысила 100% ВВП.
- Тогда объем госдолга развитых стран вырос с 40–45% ВВП в конце 1920-х до 120–125% после войны, сейчас он стартовал с 35–38% в середине 2000-х и уже преодолевает 100%-ную отметку на первых программах стимулирования экономики в условиях карантинов. Более того, очень быстро растет долг частного сектора для замещения выпадающих доходов, и в итоге совокупный долг в экономике развитых стран достиг в I квартале 2020-го 392% ВВП (331% по всем странам мира).
- Тогда произошла смена глобального гегемона с развалом Британской империи и восхождением США и его доллара в роли главной экономической и политической силы. Сейчас создаются все предпосылки для уменьшения роли США и повышения влияния Китая. Геополитическая нестабильность, санкции и контрсанкции, особенно в технологическом секторе, внутриполитические проблемы в самих США, попытка обвинить Китай в распространении вируса и в экономических последствиях пандемии — все это ведет к разрушению устоявшейся связи КНР (производитель