Пируэт Грефа
За 20 лет путинского правления Россия увеличила поток нефтедолларов до $200 млрд, но свернула с пути либеральных реформ.
Когда мы говорим об экономических итогах последнего 20-летия, мы должны в первую очередь оценивать принимавшиеся действия и решения. К сожалению, часто действия были непоследовательными и продвижение к цели сводилось на нет разворотом политики. Выделим пять основных направлений экономической политики.
Нефтедоллары
По влиянию на жизнь страны важнейшими нужно признать решения, определявшие использование сверхдоходов от нефтегазового экспорта. Экспорт вырос в 6,5 раза: вместо $30 млрд, ежегодно приходивших в страну в 1990-е, в эпоху Путина продажа углеводородов стала приносить в среднем $200 млрд в год. Вопреки расхожему мнению, эти деньги были распределены достаточно демократично: все социальные и профессиональные группы получили значимую долю нефтяного богатства.
Реальная зарплата уже к 2008 году выросла в 3,5 раза по сравнению с 1999-м (рост охватил и государственный, и частный секторы), средние пенсии в реальном выражении к 2010 году увеличились в четыре с лишним раза. Правда, как только цены на нефть стабилизировались, повышение уровня жизни резко замедлилось, и сегодняшние показатели мало отличаются от достигнутых 8–10 лет назад.
Аналогичную картину можно видеть и в других сферах. Поступления в бюджет от нефти и газа поначалу позволили существенно снизить налоги в несырьевом секторе, однако после 2010 года налоги вновь стали расти. Дополнительные доходы государства пошли на оборону, национальную экономику, социальные программы, но после падения цен на нефть здесь тоже пришлось прибегать к экономии.
Государство и экономика
Программа Грефа, определившая экономическую политику в начале 2000-х, ставила задачу минимизировать прямое участие государства в экономике там, где оно необязательно или неэффективно. Однако фактически государство последовательно наращивало свою роль во всех формах: занимая доминирующие позиции в сырьевых секторах, создавая многочисленные госкорпорации и институты развития, усиливая надзорные и контрольные функции. По оценкам РАНХиГС, удельный вес государства в ВВП вырос с 31% в 2000 году почти до 50%. При этом анализ показывает, что эффективность государственного сектора в целом ниже, чем частного, и не видно перспектив изменения этой ситуации.