Осторожная экономика
В начале 2022 года в России сложились условия, не слишком благоприятные для перехода к долгосрочному экономическому росту.
Восстановление российской экономики после рецессии, вызванной пандемией, в целом завершилось в первом полугодии 2021 года. То есть это произошло несколько раньше, чем ожидалось, благодаря поддержке глобального рынка нефти и газа и общему росту оптимизма в связи с ослаблением санитарных ограничений. Однако сразу вслед за этим, уже в III квартале рост сильно замедлился: объем ВВП в постоянных ценах увеличился всего на 0,1% (квартал к кварталу с устраненной сезонностью), объемы инвестиций сократились на 0,7%, розница и платные услуги после исчерпания отложенного спроса к началу зимы откатились примерно к уровням 2019 года. Хотя замедление роста в целом было ожидаемым (консенсус-прогноз Института «Центр развития» НИУ ВШЭ на 2022 год составляет 2,5% ВВП против 4,3% в 2021 году со снижением до 2,0–2,1% в последующие годы), ситуация пока выглядит сложнее, чем простое восстановление докризисной инерции.
Уже можно сказать, что главной тенденцией 2022 года станет завершение периода оптимизма и экономической активности и возврат к защитной модели поведения бизнеса, граждан и самого государства в условиях возросших экономических и прочих внутренних и внешних рисков. Главные из них — повышенная инфляция и снижение доступности кредита, угроза новых санкций на фоне роста геополитической напряженности, а также продолжение пандемии с сохранением высокого уровня смертности и появлением новых штаммов.