Операторы добра
Кто руководит крупнейшими частными благотворительными фондами России.
Имена основателей крупнейших благотворительных фондов России всем известны — часто они вынесены в названия самих НКО. В тени остаются те, кто в действительности управляет выделенными на благие дела миллиардами и несет ответственность за то, чтобы эти ресурсы были потрачены максимально эффективно. Директора лучших частных фондов страны в основном женщины (этот факт коррелирует с общей статистикой, в некоммерческом секторе России их работает больше, чем мужчин). Большинству из них в сложном 2020 году удалось быстро перестроить работу фондов — иногда за считаные дни — и направить ресурсы туда, где они были особенно нужны во время пандемии. О главных вызовах и специфике своей работы они рассказали Forbes.
№1Оксана Орачева
Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина. Работает в сфере благотворительности 21 год
Бюджет фонда: ₽1012 млн
Оксана Орачева пришла в Фонд Потанина в 2010 году на должность директора программ, в 2014-м стала генеральным директором. До этого 10 лет руководила Международной программой стипендий Фонда Форда в России, которая предоставляла гранты на обучение в магистратуре и аспирантуре в зарубежных вузах. В 2015 и 2016 годах была председателем совета Форума доноров.
«Мы переформатировали работу и собрали проектные команды, а кто не был связан с конкурсами напрямую, закрывал тыл»
До прихода в третий сектор Орачева 20 лет занималась преподаванием. В ее послужном списке более 50 научных публикаций по политологии, степень магистра социальных наук Бирмингемского университета (Великобритания), кандидатская диссертация по истории в Пермском государственном университете, исследования в качестве приглашенного профессора в Йельском университете (США).
По словам Оксаны, ей близка культура стартапов. «Так случилось, что мне всю свою профессиональную жизнь приходилось создавать что-то новое, — рассказывает она. — После окончания Пермского университета в 1989-м вместе с коллегами я проводила первые международные конференции в городе, мы с нуля создавали новую специальность «политология», потом я запускала журнал «Российский региональный бюллетень», где была первым редактором, затем была стипендия Фонда Форда — ее я в России тоже вела от начала и до конца (в 2009 году российское отделение программы закрылось. — Forbes)».
Дух стартапа она стремится сохранить и в Фонде Потанина. В марте 2020 года, еще до начала «путинских каникул», Владимир Потанин выделил 1 млрд рублей на помощь НКО и культурным организациям и запустил два грантовых конкурса. «Я посчитала: мы сделали это все за 13 дней, с момента принятия решения о выделении средств до запуска двух конкурсов», — говорит Орачева. Чтобы решить задачу в короткие сроки, пришлось вовлечь в работу всю команду фонда и нанять новых сотрудников. В 2020 году бюджет фонда составил 1,837 млрд рублей, на 800 млн больше, чем в 2019-м.
№2Мария Морозова
Генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Работает в сфере благотворительности 15 лет
Бюджет фонда: ₽1070 млн
Мария Морозова возглавила Фонд Тимченко с момента его основания в 2010 году по приглашению организации. До этого у нее уже был опыт работы в третьем секторе: в 2006–2007 годах Морозова руководила представительством британского благотворительного фонда Partners in Hope в России. «После банков и консалтинга я прикоснулась к темам, которые в середине 2000-х были мало известны общественности, — аутизма, инклюзивного образования, детской онкологии, безнадзорности, наркомании», — вспоминает она. До этого Морозова занималась коммуникациями в коммерческих структурах, в разные годы работала в Бинбанке и AGA Management.
«У многих есть иллюзия, что в благотворительности работают идеальные люди. Но это не так»
По ее словам, у многих есть иллюзия, что в благотворительности работают идеальные люди. «Как в фильме «Обыкновенное чудо» король говорил, что у него кругом палачи и интриги, а на половине принцессы идеальный мир, музыка и прекрасные люди с добрыми отношениями. Кажется, бизнес часто видит мир НКО как такую «половину» принцессы. Но это, конечно, не так, у нас работают нормальные люди», — говорит Морозова. Ключевая проблема, с которой сталкиваются руководители НКО, по мнению Морозовой, это оценка эффективности работы организации: «Мы вмешиваемся в жизнь людей с помощью наших возможностей и ресурсов. Понять, насколько мы им реально помогли, каков именно наш вклад в изменения, насколько он долгосрочный, невероятно сложно». Одной из своих главных задач Морозова считала создание системы мониторинга и оценки работы. Сегодня Фонд Тимченко опирается на «теорию изменений», когда на стадии разработки каждого проекта создается гипотеза о том, какое влияние он будет оказывать в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Весной 2020 года Фонд Тимченко выделил более 3 млрд рублей на борьбу с коронавирусом. За участие в общероссийской акции взаимопомощи «#МыВместе» Морозова получила знак