Оцифрованная политика
Финансовые рынки привязаны к мировой и внутренней повестке ведущих стран.
Считается, что для того, чтобы успешно заниматься инвестициями, достаточно разбираться в фондовом рынке, финансах и экономике. Сейчас к этому перечню нужно добавить технологии, психологию и геополитику. Без этого никак. Причем, что касается геополитики или, точнее, глобальной политики в расширенном понимании этого термина, уже недостаточно знать наперед календарь выборов в крупнейших странах. Нужно разбираться в кандидатах, их программах, изучать социологические опросы. Нельзя сказать, что в прошлом политика не оказывала влияния и не играла роли. Еще как! «Покупай, когда гремят пушки, и продавай, когда звучат фанфары» — эта фраза принадлежит Натану Ротшильду, который первым получил новость от своего агента, наблюдавшего за сражением под Ватерлоо 18 июня 1815 года, о поражении и бегстве Наполеона. Все узнают, что французский император разбит, только спустя три дня, а Ротшильд уже успеет обрушить рынок, скупить его на минимуме и заработать £40 млн. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» — это тоже его слова. С тех пор прошло более 200 лет: две мировые войны, а локальных и не перечесть. Сейчас механизм зависимости и влияния рынков от геополитики несколько изменился. Намного громче пушек шумят пресса, соцсети, телевидение. И вместо фразы Ротшильда про пушки говорят: покупай слухи, продавай факты. Но далеко не все придерживаются этого правила. Многие, особенно розничные инвесторы, на эмоциях продают. Покупают обычно состоятельные клиенты, у которых и нервы покрепче, да и деньги не последние они вкладывают. И хедж-фонды. Они понимают, что геополитика — это не только потенциальные риски, но и возможность купить активы по выгодным ценам. И почти всегда выигрывают, так как рынки доселе всегда возвращали свою стоимость.
Тем более что современная геополитика в моменте не влияет драматически. Слава богу, уже более 75 лет дело не доходит до мировых войн, а локальные быстро завершаются. Все последние фондовые крахи с катастрофическими просадками были связаны с макроэкономическими и финансовыми факторами. Разве что в 2020 году прилетел биологический «черный лебедь» в виде коронавируса. Даже теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке оказал достаточно краткосрочное шоковое воздействие. Индекс S&P 500 ушел в минус на 11,6%, уже к концу сентября развернулся и к окончанию года восстановил все потери.
Да и само влияние может быть фронтальным, действующим на глобальные рынки, но чаще оказывается сугубо выборочным. Перед президентскими выборами в США аналитики обычно делают исследования о том, какие американские акции выиграют и пострадают от победы того или иного кандидата. А нынешние события с дискуссией США и России по безопасности в Европе сильно сказываются на фондовых рынках РФ и еще сильнее — Украины, но не влияют на поведение американских бирж.