Контекст / Книги
Несостыковочка вышла
Люди часто поступают не так, как им велят экономисты.
Нобелевку часто дают за открытия, совершенные в прошлом. Свежеиспеченный лауреат по экономике Ричард Талер свои отмеченные премией исследования по поведенческой экономике продолжает по сей день, что неудивительно: обычные люди ведут себя и думают совсем не так, как предписывается научными моделями, и нестыковки на каждом шагу. В этом году на русском вышло сразу две книги Талера. Это, по сути, автобиография американского исследователя и история развития того направления, у истоков которого он стоял и за которое ему, собственно, и дали заветный приз. Невероятно интересно читать о том, как досужий интерес и неортодоксальный взгляд на вещи пробивают себе дорогу ко всеобщему признанию.
Дорога эта не была устлана розами, и Талер честно признает, что по части экономики его учителя больших надежд на него не возлагали. Тем не менее знакомство с двумя другими «белыми воронами» экономики Амосом Тверски и Даниелом Канеманом (последнему тоже дадут Нобелевскую) помогло увидеть, что их новый взгляд, похоже, является предвестником сдвига парадигмы во всей науке. Будущие лауреаты и блестящие умы в книге повсюду: во взаимодействии с ними создавалось новое направление. Помните, эксперимент с детьми и печеньем на силу воли? Его создатель тоже был среди повитух. Но не только на студентах-старшекурсниках обкатывались новые озарения — Талер опробовал свои догадки на реальных бизнесах, работая консультантом и решая конкретные проблемы вроде той, что лучше, ежедневные низкие цены или регулярные акции-скидки? Описанные с юмором кейсы из всех областей, где происходят финансовые транзакции и принимаются стратегические решения, — от правительств и спортивных команд до новых феноменов вроде Uber — показывают, почему поведенческую экономику недооценивать не стоит и почему за ней будущее.