О семейном бизнесе фармацевтов из Пармы

ForbesБизнес

Легкое дыхание

Как фармацевты из Пармы в трех поколениях построили семейный бизнес, ориентированный на лечение респираторных заболеваний.

Текст: Милена Бахвалова

Президент компании Альберто Кьези (справа) и коммерческий директор Алессандро Кьези

Итальянская фарминдустрия входит в пятерку крупнейших в Европе. Бизнес с миллиардными оборотами вырос из средневековых аптек и небольших семейных лабораторий. Одна из таких компаний — пармская Chiesi. Среди важнейших результатов ее работы — рост выживаемости детей, родившихся раньше срока.

Мечта аптекаря

Chiesi Farmaceutici с оборотом почти €2 млрд — вторая фармкомпания в Италии (после группы Menarini). Chiesi производит лекарства от редких заболеваний и инвестирует рекордные суммы в R&D. Компания сознательно отказалась от переезда в офшорные зоны и привлечения денег на фондовом рынке. Ее оборот за последние 10 лет удвоился. Бизнесом управляет третье поколение семьи Кьези, опровергая стереотип о том, что внуки разрушают дело, созданное дедами.

Chiesi начиналась с небольшой лаборатории в городе Парма в регионе Эмилия-Романья на севере страны. Сейчас это глобальная компания с 6000 сотрудников в 30 странах мира и пятью исследовательскими центрами.

В 1935 году 33-летний фармацевт Джакомо Кьези купил убыточную лабораторию. В ней работало всего два человека, без особого коммерческого успеха выпускавшие дистиллированную воду и продававшие рыбий жир. Джакомо же мечтал о «настоящей фабрике» и лекарствах собственной разработки. Первым препаратом, который выпустила его лаборатория, было лекарство от кашля на основе листьев плюща, компания даже начала продавать его за рубеж. Но началась Вторая мировая война, лаборатория была разрушена во время бомбежки, и Кьези удалось восстановить производство только после окончания военных действий.

Кьези нанял первого научного сотрудника, и вскоре его компания выпустила первую в Италии мазь с пенициллином. Спустя еще 10 лет мечта о «настоящей фабрике» сбылась: Chiesi Farmaceutici с 50 сотрудниками переехала в новое, специально построенное здание. И хотя ассортимент выпускаемых лекарств постоянно рос, это было по-прежнему небольшое предприятие, нацеленное преимущественно на внутренний рынок.

Качественные изменения произошли после 1966 года, когда к управлению пришли два сына Джакомо — Альберто и Паоло, окончившие к тому времени Пармский университет. Компания начала активно развивать направление маркетинга, появился штат «пропагандистов» — так называли в те годы торговых представителей. Chiesi открыла первое представительство за рубежом — в Бразилии.

В 1979 году фармацевтам Chiesi удалось создать свой первый прорывной продукт — Clenil, препарат для лечения астмы на основе кортизона. В мире на тот момент практически не существовало эффективных лекарств против астмы, поэтому препарат имел огромный успех. Компания выпускает его до сих пор: в 2019 году его продажи составили €143 млн, что обеспечило 7,2% оборота Chiesi Farmaceutici.

Глобальный успех Clenil помог компании определиться с главным направлением работы — лечением респираторных заболеваний. В 2019 году препараты этого профиля (данные за 2020 год еще не опубликованы) обеспечили 60,9% оборота компании, или €1,21 млрд.

Спасение младенцев

В середине 1980-х братья Кьези познакомились со шведским ученым Бенгтом Робертсоном из Каролинского института. Эта встреча помогла компании выбрать еще два профиля работы — недоношенные дети и орфанные, то есть редкие, заболевания.

К тому моменту Робертсон вместе с коллегами уже несколько лет работал над тем, чтобы выделить сурфактант — вещество, которое выстилает внутреннюю поверхность альвеол легких и препятствует их слипанию при выдохе. Организм человека начинает вырабатывать сурфактант на 32-й неделе внутриутробного развития, поэтому младенцы, родившиеся до этого срока, подвержены респираторному дистресс-синдрому, при котором легкие «схлопываются», что часто приводит к летальному исходу.

Ученые пытались выделить это вещество из легких свиней, Chiesi подключилась к исследованиям и испытаниям и в результате получила патент на новое лекарство Сurosurf, которое произвело революцию в неонатологии.

Однако сразу же Chiesi столкнулась с проблемой, кому продавать это лекарство. Уровень рождаемости в Европе уже в те годы был крайне низким, показывая тенденцию к дальнейшему падению. В развивающихся странах рождаемость выше, но многие из этих стран мусульманские, и как им продавать препарат, изготовленный из свиньи? Братья Кьези заказали теологическое исследование, вывод которого открыл перспективные рынки сбыта для Сurosurf: запрет распространяется на удовольствие от поедания свинины, но использование жизненно важных лекарств он не затрагивает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Каменные гости Каменные гости

На Рублевке открывается частный Музей камней

Forbes
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Семь секретов стратегии Continuous Listening Семь секретов стратегии Continuous Listening

Как создать сильную команду, которая сама будет притягивать сильных сотрудников

Forbes
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Витамины роста Витамины роста

Как франшиза «Авокадо» за два с половиной года стала сетью из 2600 магазинов

Forbes
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Аграрный связной Аграрный связной

Как немец Штефан Дюрр использует 630 000 га российской земли

Forbes
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
IPO с нулевой суммой IPO с нулевой суммой

Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

Forbes
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Богатая фамилия Богатая фамилия

Топ-20 семейных итальянских бизнесов

Forbes
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Новые Медичи Новые Медичи

Глава Tod’s Диего Делла Валле выделил €25 млн на реставрацию римского Колизея

Forbes
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Совместный полет Совместный полет

Как владельцы «Самолета» собрали крупнейший земельный банк и провели IPO

Forbes
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Штраф за щедрость Штраф за щедрость

Кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Forbes
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Е-коммерческий банк Е-коммерческий банк

Лев Хасис строит партнерства ради торговых и платежных сервисов «Сбера»

Forbes
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Эра человечности Эра человечности

Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Forbes
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить» Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить»

Правила бизнеса Паоло Клеричи, патриарха семейного бизнеса Coeclerici

Forbes
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны

С чего на самом деле надо начинать заботу о своем здоровье

СНОБ
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Открыть в приложении