Китай и партнеры
Какие последствия для России и Евразии может иметь проект «Один пояс, один путь».
Когда президентом стал Дональд Трамп, Соединенные Штаты обратились вовнутрь и отказались от роли лидера глобальной экономики. И, судя по тому, как продвигается расследование спецпрокурора Роберта Мюллера, США вряд ли будут способны продвигать внятную и весомую внешнюю политику.
Очевидная альтернатива Америке — Китай. Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно прославлял глобализацию, но экономику Китая не назовешь ни открытой, ни прозрачной. Мой бывший коллега по Фонду Карнеги Миньсинь Пэй опубликовал познавательную книгу с говорящим названием China’s Crony Capitalism («Китайский клановый капитализм»). Смысл ее в том, что китайская экономика, как и русская, не является ни частной, ни государственной — ее узурпировали несколько кланов. И при этом Китай становится все более жестким. Вследствие этого государство обставило иностранные инвестиции специфическими правилами и прибамбасами, которые обычно ассоциируются с коррупцией. С такими компаниями трудно делать бизнес, и скандалы неизбежны.
Главное же, Китай официально обосновывает свои права на обширные территории, утраченные им 100–200 лет назад, и не признает современные границы с большинством своих соседей. Долгие годы его реваншизм находился в латентном состоянии, сейчас он становится более явным: его официальная позиция напоминает отношение Германии к Версальскому миру в период между двумя мировыми войнами.