Как пандемия коронавируса изменила арт-рынок

ForbesКультура

Искусная цифра

Как пандемия коронавируса изменила арт-рынок.

Пандемия 2020-го показала, что в условиях стресса события начинают развиваться с невероятной скоростью: вместо долгого эволюционного процесса в сфере искусства и коллекционирования мы наблюдаем ее революционную трансформацию.

Впервые за долгое время, как ни парадоксально, на рынок пришло много новых покупателей, причем особого типа. Это люди, которые не только оказались вынуждены, но и в принципе предпочитают приобретать онлайн. По некоторым оценкам, во время всемирного карантина среди покупателей произведений искусства и предметов коллекционирования в интернете оказалось около трети новичков. У кого-то банально появилось время на серфинг по сайтам аукционов и галерей, и они заинтересовались происходящим. А кому-то в принципе более комфортно приобретение в интернете, нежели походы по галереям.

Традиционная арт-среда — аукционные и выставочные залы, светские мероприятия, арт-эксперты — многим покупателям новой волны казалась чересчур снобистской и этим их отталкивала; благодаря развитию онлайн-проектов эти люди оказались избавлены от необходимости погружения в чуждую для себя атмосферу. Если покупатели предыдущих поколений привыкли к тесному контакту с арт-консультантами, то коллекционер новой формации ощутимо более интровертен, независим, у него иной подход к поиску и обработке информации. Для него комфортнее спросить Google, чем позвонить арт-дилеру. Он проводит свои исследования сам и, как правило, неплохо разбирается в теме. Ему важно сразу получить описание предмета в деталях, вплоть до искусствоведческой оценки и провенанса, и он хочет понимать, сколько стоит предмет. Так что транспарентность арт-рынка, столь вожделеемая государствами (их фискальными службами в первую очередь), оказалась не менее востребована и этим новым клиентом.

Рост новой формации покупателей не остался незамеченным.

Кристофер Вул. UNTITLED, 1988 Алюминий, эмаль 243,8 x 182,9 см Sotheby’s, Нью-Йорк, 4–14 мая 2020 Аукцион Contemporary Art Day: An Online Auction Лот 14 Эстимейт: $1 200 000–1 800 000 Цена продажи $1 220 000

Во-первых, теперь все чаще для получения полных сведений о предмете, включая цену, достаточно зайти на сайт галереи. Во-вторых, увеличение количества покупателей новой волны спровоцировало лавину онлайн-контента: вебинаров, обучающих курсов, мероприятий в формате public talk. Таким способом арт-дилеры стараются завоевать доверие новых клиентов, снова став их гидами в мире коллекционирования, но уже виртуальными. Любопытное последствие: тотальная диджитализация неуклонно ведет к тому, что арт-рынок (пожалуй, впервые столь явно) теряет флер элитарности, становясь все более демократичным.

В-третьих, столь заметный приток «свежей крови» на рынок породил уникальную ситуацию. Впервые опять-таки за много лет (если не за всю историю рынка) спрос на новые сервисы настолько опережает предложение, что многим галереям и аукционным домам приходится практически «на коленке», в авральном ручном режиме создавать новые виды диджитал-продуктов. Результат — повсеместная разработка онлайн-кабинетов, виртуальных выставочных залов и просмотровых комнат, новых способов демонстрации объектов и оплаты услуг, новых видов информационного сопровождения сделок.

Получив столь сильный импульс роста, сегмент цифровых услуг активно отвоевывает позиции в экосистеме рынка предметов искусства и коллекционирования, потеснив традиционные сервисы. Если лейтмотивом 2018–2019 годов было усиление юридических и комплаенс-отделов аукционных домов, то в эру постпандемии нас ждет развитие диджитал-отделов и появление новых онлайн-проектов. Ситуация, при которой «цифровой клиент» становится приоритетнее обычного (а именно это и происходит), приведет к скачку развития VR-, AR- и XR-технологий, хотя интерес к ним на арт-рынке до сего дня был толком не сформирован. Среди других диджитал-направлений можно назвать цифровую сертификацию: внедрение цифровых паспортов, удостоверяющих аутентичность покупаемого предмета. Это рано или поздно приведет к созданию глобальных баз данных картин и других предметов коллекционирования. Что в свою очередь даст толчок к развитию аналитики — более полной, глубокой и независимой. Это повысит доверие к рынку, что еще облегчит вхождение в него новых участников и привлечет новые деньги. Кроме того, наличие большого массива аналитических данных и доступность цифровых сервисов простимулируют развитие новых форм владения искусством. В первую очередь вариантов группового владения предметом на основе токенизации (покупатель является владельцем условной части предмета, так называемого токена, и может получать прибыль при росте его рыночной стоимости).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Сити-брейк: когда нужен короткий выходной Сити-брейк: когда нужен короткий выходной

Путешествие на пару дней в другой город – отличный вариант, чтобы развеяться

Лиза
Независимые величины Независимые величины

Как новая денежно-кредитная политика ФРС определяет комфортный уровень инфляции?

Forbes
Новая неопределенность: почему «мягкие» санкции США все-таки опасны Новая неопределенность: почему «мягкие» санкции США все-таки опасны

Как новые санкции в долгосрочной перспективе сдерживают развитие страны

Forbes
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Он долго решался / не решался признаться ей в любви Он долго решался / не решался признаться ей в любви

Буквы одинаковые — значения противоположные

Наука
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
«Родители заботились обо мне. Почему я чувствую себя нежеланным ребенком?» «Родители заботились обо мне. Почему я чувствую себя нежеланным ребенком?»

Чувствовать себя ребенком, которого отвергли — тяжелое испытание

Psychologies
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
[ знакомьтесь ] [ знакомьтесь ]

Александр Шарапов строит в Санкт-Петербурге крупнейший в мире коливинг

Собака.ru
Снова в школы Снова в школы

Для чего и кому нужна глобальная реформа МГУ

Forbes
Как из двух старых атомных подлодок сделать одну новую: опыт Франции Как из двух старых атомных подлодок сделать одну новую: опыт Франции

К пострадавшей от пожара лодке присоединят часть другой субмарины

National Geographic
Сообразим на троих Сообразим на троих

Сергей Студенников в одиночку создал гигантскую сеть «Красное & Белое»

Forbes
Фактчек: 15 самых популярных легенд об Иване Грозном Фактчек: 15 самых популярных легенд об Иване Грозном

Правда, что Иван Грозный в детстве мучил животных, и лично казнил людей?

Arzamas
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Петр I: коллекционер, исследователь, художник Петр I: коллекционер, исследователь, художник

Где Петр I обучался искусству графики и как отправился в Европу инкогнито?

Культура.РФ
Око за око Око за око

За что брат Елены Батуриной требует с нее 13 млрд рублей

Forbes
«Змей» на Netflix: как снять реальную историю серийного убийцы и не облажаться «Змей» на Netflix: как снять реальную историю серийного убийцы и не облажаться

Почему у Netflix получился учебник по отработке историй про маньяков

Esquire
От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта

Рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта до 40 лет

Forbes
«Конкуренцию за инвестора мы уже выиграли»: как стартап «Много лосося» пришёл к продаже и что его ждёт после сделки с X5 «Конкуренцию за инвестора мы уже выиграли»: как стартап «Много лосося» пришёл к продаже и что его ждёт после сделки с X5

Интервью с сооснователем сети «тёмных кухонь» и мнения участников рынка

VC.RU
«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
От безобидных робособак до службы в полиции: какой путь прошли роботы Boston Dynamics и могут ли стать оружием От безобидных робособак до службы в полиции: какой путь прошли роботы Boston Dynamics и могут ли стать оружием

Роботы Boston Dynamics всё ближе к автономным боевым роботам

TJ
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Девятая планета Солнечной системы может скрываться вовсе не там, где мы думали Девятая планета Солнечной системы может скрываться вовсе не там, где мы думали

Возможно, Девятую планету все это время искали не там, где нужно

Популярная механика
Просто товар Просто товар

Когда нефть перестанет быть нефтью?

Forbes
Данила Козловский: «Цель — стать участником мирового процесса» Данила Козловский: «Цель — стать участником мирового процесса»

Данила Козловский: о новой режиссерской работе и магии на съемочной площадке

Эксперт
Полет иннополисян Полет иннополисян

Выпускники казанского Университета Иннополис становятся стартаперами

Forbes
Группа Manicure возвращается спустя 7 лет молчания Группа Manicure возвращается спустя 7 лет молчания

Новый альбом группы Manicure: зачем он понадобился и почему его стоит послушать

GQ
Обаятельный боец Обаятельный боец

Как Даниил Медведев стал звездой мирового тенниса и героем рекламных кампаний

Forbes
Бомбометатели из Doxa. Как власти подчинить поколение Z Бомбометатели из Doxa. Как власти подчинить поколение Z

Что бывает, когда власть разговаривает с молодыми людьми

СНОБ
Открыть в приложении