Энергичный пациент
Олег Тиньков перенес пересадку костного мозга и бросил все силы на создание фонда для помощи больным раком крови. Стоимость его бизнеса тем временем выросла в полтора раза.
Олег Тиньков уверен: если бы в ночь на 24 октября 2019 года он не улетел в Берлин и не попал в клинику «Хелиос», его, скорее всего, уже не было бы в живых. Накануне предпринимателю поставили диагноз лейкемия, и Тиньков сразу же начал курс химиотерапии. Но внешне жизнь миллиардера не изменилась, в своем инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) он выкладывал ролики с новой звездой русского тенниса Даниилом Медведевым, благодарил певицу Валерию за выходные, которые она провела в одном из четырех особняков его проекта La Datcha в Астрахани, и радовался открытию пятого гостевого дома на мексиканском курорте Кабо-Сан-Лукас.
О болезни Тиньков рассказал только в начале марта 2020 года: в его инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) появилась фотография истощенного бизнесмена с бритой головой, сидящего на больничной койке в окружении семьи. За день до этого американский Минюст сообщил о задержании Тинькова в Лондоне по делу о налоговом мошенничестве.
Forbes выбрал Тинькова бизнесменом 2020 года. Пока миллиардер регулярно отмечается в британской полиции и ждет слушаний по своей экстрадиции, бизнес Тинькофф Банка чувствует себя отлично, за год капитализация банка выросла в полтора раза. Осенью банк был в шаге от объединения с «Яндексом», но сделка сорвалась. Сам Тиньков со свойственной ему энергией занимается новым проектом — в 2021 году должен заработать фонд Tinkoff Family Foundation объемом 20 млрд рублей, созданный для помощи больным раком крови. Для этой статьи уединившийся в Лондоне Тиньков согласился письменно ответить на несколько вопросов — о своем фонде, будущем банка и срыве сделки с «Яндексом».
Группа крови
За спасение от лейкемии Тиньков благодарит лично врачей Евгения Аветисова и Анну Шубину из клиники EMC, которые поставили ему диагноз и посоветовали немедленно вылетать на лечение в Германию — у клиники нет отделения гематологии. После трех сеансов химиотерапии наступила ремиссия, но какое-то количество злокачественных клеток осталось, и бизнесмен решился на пересадку костного мозга. Донором стволовых клеток была анонимная немецкая девушка. Шоком для Тинькова стала информация о том, что немецкий регистр доноров костного мозга насчитывает 9 млн человек, а российский — 145 000. Вскоре после пересадки Тиньков заявил, что вместе с женой Риной создает семейный фонд по борьбе с раком крови.
Рассуждая о проблемах рака крови в России, миллиардер делится печальной статистикой: выживаемость взрослых людей с таким диагнозом составляет всего 25–40%. При этом из-за отсутствия в регионах современных лабораторий тысячи смертей списывают на другие диагнозы: грипп, пневмонию, сердечную недостаточность, а в условиях пандемии, вероятно, и на COVID-19. «К сожалению, статистика по смертности от лейкемии у взрослых в России ужасна, мы в одном ряду с самыми отсталыми странами, и это настоящая трагедия», — сокрушается миллиардер.
Зато в детской гематологии в России совершен прорыв, считает Тиньков: выживаемость составляет около 95%. «Во многом благодаря Чулпан Хаматовой и ее фонду «Подари жизнь» был построен Центр Димы Рогачева мирового уровня, куда лично президент выделил миллионы долларов», — говорит Тиньков. Теперь он хочет совершить такой же прорыв во взрослой гематологии. «Наша задача сложнее, — признает Тиньков. — Детей лечить легче, в качестве донора стволовых клеток им подходят близкие родственники. Но мы будем пытаться». Еще один пример — Институт детской гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой в Санкт-Петербурге, который Фонд первого президента СССР Михаила Горбачева построил в память о его жене, погибшей от лейкоза. «Эта клиника спасает тысячи людей в год, — говорит Тиньков. — Но ее мощности не хватает, чтобы помочь всем. Наша задача — сделать больше, сделать так, чтобы людей спасали не только в Питере и Москве, но и в российских регионах. Это не так дорого, просто нужно системно работать и изменить подход».
Фонд семьи Тиньковых — Tinkoff Family Foundation — должен заработать в феврале 2021 года, сейчас собирается команда. Фонд создается по модели эндаумента. Первые 20 млрд рублей вложит семья Тинькова. Напрямую с пациентами фонд работать не будет, Тиньков ставит другие задачи: изменить систему, обучать врачей и популяризировать донорство стволовых клеток (костного мозга), чтобы увеличить регистр потенциальных доноров. В международный регистр доноров уже вошла дочь Тинькова Дарья. Еще одна задача — изменить законодательство в сфере трансплантологии, по которому, например, ввозить и вывозить стволовые клетки из страны можно только со специальным разрешением.