Дорогая, я уменьшил фабрику!
Как будут производить автомобили в XXI веке? Кевин Зингер сделал ставку на 3D-печать.
Кевин Зингер не понаслышке знает, что представлял собой так называемый ржавый пояс Америки в годы расцвета промышленности. Едкая вонь, сажа из заводских труб и работа на каникулах, перелопачивание угля — все это его собственные воспоминания о 1970-х годах, когда он жил в Кливленде. Этот город на севере штата Огайо был символом индустриальной мощи США — до тех пор, пока все разом не рухнуло.
Сейчас 58-летний предприниматель хочет быть причастным к открытию новой эры в производстве и надеется, что это поможет выстоять его родному городу и многим другим городам Америки. Новая эра уже наступила на миниатюрной, размером с супермаркет, фабрике, расположенной в здании из бетона и стекла в бизнес-парке на окраине Лос-Анджелеса. В лобби штаб-квартиры стартапа Divergent 3D, основанного Зингером пять лет назад, стоит Dagger — спортивного вида мотоцикл. А рядом с ним Blade — гламурный спорткар, глядя на который вспоминаешь сцены из «Особого мнения» Спилберга. Оба транспортных средства сделаны Зингером с помощью запатентованных им технологий, основанных на 3D-печати из металла. Эти технологии дешевле, чем традиционное производство, и не так вредят окружающей среде. И они могут изменить транспортную отрасль так же, как электрические и автопилотируемые автомобили. И Blade, и Dagger — прототипы, но Зингер уже заключил соглашение с Groupe PSA — производителем автомобилей Peugeot и Citroën, по которому он должен разработать несколько проектов в ближайшие годы. Еще его фабрика будет делать опытные образцы (небольшие партии) других тестовых машин — вагончиков-шаттлов — для клиентов, имена которых Зингер пока не называет.
Его компания получила в первом раунде $28 млн от инвесторов, в числе которых Horizons Ventures гонконгского миллиардера Ли Кашина и Altran Technologies, французская консалтинговая фирма, работающая на автомобильном рынке. А в ноябре 2017-го Divergent 3D привлекла $65 млн, при этом инвесторы получили опцион на покупку долей компании еще на $40 млн при той же оценке.
«Традиционное автопроизводство фундаментальным образом подорвано. Вы не можете постоянно то расширять, то сокращать свои заводы, чтобы соответствовать всем экономическим и экологическим требованиям этого рынка», — говорит Зингер. По его словам, Divergent 3D торит путь к лучшему будущему, производя товары так, как их следует производить. А производство XXI века — это не мегазаводы Детройта и не «гигафабрики» Илона Маска, а ассоциации небольших городских фабрик вроде той, что принадлежит ему. Только на них можно производить ограниченные партии недорогих низкоуглеродных автомобилей. И только такие производства вернут рабочие места в небольшие города Америки.