Недавно главным инвестором в кинобизнес стал Александр Мамут

ForbesБизнес

Деньги и грёзы

Многие участники списка Forbes не только любят кино, но и пытаются на нем зарабатывать. Недавно главным инвестором в кинобизнес стал Александр Мамут.

Текст Сергей Титов
Фото Семен Кац для Forbes

Выставку «Кино Экспо» оцепили бойцы Росгвардии, а внутри был выстроен тройной кордон из сотрудников полиции. Осенью 2017 года перед предпремьерным показом «Матильды» зал обследовали кинологи с собаками, зрителям пришлось пройти двойной досмотр. Беспрецедентные меры безопасности были связаны с угрозами сжигать кинотеатры за показ скандального фильма. Миллиардер Александр Мамут решил и вовсе отказаться от проката картины в своих киносетях. Страсти вокруг «Матильды» постепенно улеглись, и демарш Мамута участники рынка восприняли как фальстарт. Между тем именно ему удалось сделать то, чего не смог ни один другой бизнесмен из списка Forbes. Объединив сети «Формула Кино» и «Синема Парк», Мамут стал недосягаем для остальных игроков.

Прагматик Фридман

В 2014 году бывший вице-президент ТНК-BP Александр Каплан впервые посетил совет директоров «Формулы Кино», рассказывает участник совещания. Пока шло заседание, топ-менеджер «Альфа-Групп» изучал отчетность киносети. Когда он наконец поднял глаза, его лицо выражало недоумение. «Не могу понять: это доллары или рубли?» — спросил Каплан. Отчетность была рублевая. «И что это за бизнес у вас? — не скрывал он удивления. — Я смотрю, думаю, доллары, да и то как-то мало». Больше на советах директоров «Формулы Кино» он не появлялся. Получить комментарий Каплана Forbes не удалось.

Основной владелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман любит кино, его клуб «Цвет ночи» на Патриарших прудах славился кинопоказами, но «Формулу Кино» миллиардер рассматривал исключительно как бизнес. Киносеть досталась «Альфе» в 2012 году. К тому времени менеджеры А1 уже шесть лет вникали в кинобизнес. В 2006 году инвестподразделение «Альфы» купило петербургскую киносеть «Кронверк» у банкира Владимира Когана.

В начале 2000-х на одном из совещаний с промышленниками президент Владимир Путин поручил влиятельному финансисту и своему знакомому по Санкт-Петербургу взять шефство над проектами Минкульта, вспоминает бывший менеджер «Кронверка». Одним из них была «кинофикация страны», под эту идею в 2001 году и был создан «Кронверк». В 2005 году Коган получил очередное предложение от президента: перейти на госслужбу и возглавить строительство питерской дамбы. Банкир согласился и выставил свои активы на продажу (помимо киносети это были футбольный клуб «Зенит», банк «Санкт-Петербург» и Промстройбанк СПб).

«Кронверк» рассматривался как точка входа на интересный и перспективный рынок, поясняет управляющий директор А1 Андрей Вон. Покупка сети обошлась в $20– 25 млн. «Была идея купить базу и потом наращивать долю рынка путем поглощений», — подтверждает бывший сотрудник А1. Однако после «Кронверка» других вариантов для покупки не представилось: две другие крупные сети, «Синема Парк» и «Каро», не продавались. «А все остальное было либо не очень форматным, либо дорого стоило», — рассказывает собеседник Forbes.

Тогда А1 решила мыслить глобально и за $28,5 млн купила 51,9% турецкой сети AFM (32 кинотеатра). Для управления кинотеатрами был создан холдинг Eurasia Cinemas, который возглавил основатель AFM Аднан Акдемир. Турецкий менеджмент обладал многолетней отраслевой экспертизой, рассказывает Вон: «Мы считали, что они носители более продвинутых знаний и технологий». Однако турки предпочитали проводить время в Лас-Вегасе и Амстердаме, а в России появлялись от силы четыре раза в год.

«К 2010 году «Кронверк» стал превращаться в «Авианову» (убыточный проект А1 по созданию лоукостера. — Forbes)», — иронизирует киноменеджер Юрий Кириллов. Он вошел в совет директоров «Кронверка» по приглашению своего друга Михаила Хабарова, который возглавил А1 в конце 2010 года.

«Кронверк» был не в лучшей форме», — признает Вон. За 10 лет большинство кинотеатров (к 2011 году их было 16) устарели. В итоге А1 избавилась от турецкой сети и менеджмента, а реанимировать кино было решено за счет еще одного приобретения. Остановились на «Формуле Кино»: эта московская сеть с хорошими локациями идеально дополняла «Кронверк», который был лидером в Петербурге. Идея основать киносеть (будущую «Формулу Кино») в 1998 году возникла у двух коммерсантов, Юрия Гагарина и Артура Прашковича, после того как оба установили у себя дома домашние кинотеатры с системой Dolby Digital. Гагарин договорился с директором кинотеатра «Стрела» Валерием Бабицким об аренде, а Прашкович привлек старого знакомого и бывшего спортсмена Владимира Захарова в качестве инвестора. «Открылись с помпой», — вспоминает Гагарин. Запуск обошелся примерно в $1 млн. С раскруткой помогла коммерческий директор радиостанции «Серебряный дождь» Наталья Синдеева.

Следующим советским кинотеатром, перезапущенным партнерами по схожей схеме, стал «Горизонт». Проект снова финансировали за счет знакомых, рассказывает Гагарин. В этот раз основными инвесторами выступили Владимир Киселев и Олег Воюш. К 2000 году партнеры арендовали у города уже 11 кинотеатров и назвали свою сеть «Империя кино». «Мы проехали почти все городские кинотеатры, пытались договориться с директорами, чтобы убрать все эти салоны по продаже люстр, автосалоны», — ностальгирует Гагарин. Дела шли настолько хорошо, что в 2001 году Гагарин с партнерами объединили свои кинотеатры с сетью «Каро». К 2004 году выручка объединенной сети превысила $50 млн. И серьезные деньги внесли раздор между партнерами.

Первым из бизнеса вышел Прашкович, за ним последовал Воюш, в 2005 году распался и союз с «Каро». К концу 2010 года «Формула Кино» открыла три знаковых кинотеатра — в московских ТРЦ «Европейский» и «Афимолл» и питерском ТРЦ «Галерея», но конфликт между партнерами не затухал. Тогда на Гагарина и вышел Юрий Кириллов и предложил сделку.

А1 полгода вела переговоры с Гагариным и Киселевым, закрыли сделку 30 декабря 2011 года. «Альфа» купила 56% «Формулы Кино» примерно за €30 млн. Дисконт был огромным, считает Гагарин, но он был рад покончить с корпоративным конфликтом. Захаров же стал партнером А1 и после слияния с «Кронверком» получил блокпакет в объединенной «Формуле Кино».

За счет слияния EBITDA «Формулы Кино» выросла на 42% в первый же год, утверждает Вон. «Мы решили, что свою функцию как профессиональные инвесторы выполнили, и выставили сеть на продажу», — говорит он.

Хотя, возможно, акционеры «Альфы» разочаровались в кинобизнесе. «А1 рассчитывала, что «Формула Кино» будет генератором наличных по аналогии с X5. Но масштабы продуктового ретейла и кинобизнеса несопоставимы», — говорит бывший топ-менеджер «Синема Парка» Кирилл Иванов. «У «Альфы» всегда есть идея вырастить слона — компанию с капитализацией $1 млрд», — считает Кириллов. При этом весь оборот российского кинопроката не достигает этой цифры. «Это просто не соответствовало масштабам «Альфы», — подтверждает один из акционеров консорциума.

Было более десяти потенциальных покупателей, рассказывает бывший сотрудник А1: от фондов-владельцев «Каро» (РФПИ и Baring Vostok) до английских инвесторов. Интерес проявлял и тогдашний руководитель «Газпром-Медиа » Михаил Лесин. «Первичная воронка была достаточно интересная», — подтверждает другой сотрудник А1. «Но после присоединения Крыма в одну секунду все покупатели пропали», — вспоминает его бывший коллега.

Романтик Потанин

Новый, 2004 год уже отгремел, а из торгового центра «Калужский» раздавался нетипичный для конца января грохот. Гости, среди которых были дети Владимира Потанина Анастасия и Иван, собрались в спальном районе Москвы на открытии первого «Синема Парка». Не хватало режиссера Никиты Михалкова. Из-за снегопада председатель совета директоров «Синема Парка» попал в автомобильную аварию и четыре часа прождал в метели автоинспекторов. Дети Потанина забрели на торжество неслучайно. В конце 1990-х их отец и его партнер по «Интерросу» Михаил Прохоров всерьез интересовались инвестициями в медиа. Потанин разглядел в кинопрокате одну из точек роста и поручил гендиректору входящей в «Интеррос» «Профмедиа» Вадиму Горяинову присмотреться к этому бизнесу.

Потанин поставил условие, вспоминает бывший топ-менеджер «Синема Парка» Кирилл Иванов: миллиардер был готов инвестировать в этот бизнес только в том случае, если будет взята западная модель. После консультаций с IFC (подразделение Всемирного банка) было решено с нуля строить сеть из мультиплексов. Менеджмент предложил сделать акцент на регионы, $50 млн на развитие предоставила «Профмедиа», еще $20 млн — кредит IFC. Никита Михалков помогал договариваться насчет площадок, рассказывает Горяинов: «Он серьезный лоббист и главный человек в кино».

Знакомые Потанина утверждают, что он искренне любил этот проект. В интервью каналу НТВ, которое в 2010 году Потанин давал в новом «Синема Парке» возле легендарной «Горбушки», он признавался, что всегда любил ходить в кино и бизнес кинотеатров ему «очень нравится».

По итогам 2010 года 19 кинотеатров «Синема Парка» посетило 12 млн зрителей, а сама сеть заняла второе после «Каро» место по количеству кинозалов. Не прошло и полугода, как киносеть Потанина, целиком доставшаяся ему после раздела бизнеса с Прохоровым, вырвалась, по данным «Невафильм Research», в лидеры рынка, купив шесть кинотеатров Kinostar de Lux у одного из пионеров российского кинопроката Пола Хета, по оценкам, за $170 млн.

Однако в 2011-м большинство активов «Профмедиа» было выставлено на продажу. «Ожидания от медиабизнеса были выше, чем результаты», — объясняет сотрудник «Интерроса». Покупателя искали два года, пока в конце 2013-го телевизионные и радийные активы «Профмедиа» не выкупила «Газпром-Медиа». Тогда глава госхолдинга Михаил Лесин интересовался и «Синема Парком». Более того, Лесин параллельно вел переговоры с А1 о покупке «Формулы Кино», которую намеревался объединить с киносетью Потанина. Но сделка с Потаниным не состоялась из-за разногласий по цене.

Более гибким оказался миллиардер Сулейман Керимов. Продав акции ПИК, «Уралкалия» и ВТБ, он решил воплотить в жизнь идею Лесина. Миллиардер хотел создать крупнейшего игрока на рынке и диктовать голливудским мейджорам свои условия: делиться с ними четвертью сборов от продажи билетов вместо традиционных 50%.

Потанин оценивал свою киносеть в $300–350 млн (с учетом долга), говорит источник на кинорынке. Реальная цена сделки была в два раза ниже, утверждает другой участник рынка. Покупателем «Синема Парка» стал сын Керимова Саид. Затем миллиардер нацелился на «Формулу Кино». Переговоры с «Альфой» длились почти год, но договориться стороны не смогли. Керимов расплатился с Потаниным долларами и из-за скачка курса в конце 2014 года переплатил вдвое. «Эта проблема нисколько не волновала «Альфу», — отмечает участник переговоров. Вопрос и вовсе отпал, когда на горизонте замаячил очередной олигарх.

Филантроп Мамут

Еще один киноэстет из списка Forbes Александр Мамут не любит смотреть кино в торговых центрах. Особенно его раздражает, когда во время показа хрустят и жуют. Поэтому попкорн в его «Пионере» на Кутузовском проспекте не продается. «Пионер», который задумывался как «уютный кинотеатр для артхауса», Мамут запустил в 2009 году. Двухзальный кинотеатр, построенный в 1950-х в жилом доме, Мамут арендовал у московских властей и отреставрировал. Вложить в «Пионер» пришлось около $8 млн, часть суммы внес старый друг Мамута Роман Абрамович. А когда другой соратник Абрамовича Сергей Капков возглавил московский департамент культуры, «Пионеры» появились в столичных парках — в Центральном им. Горького и в «Сокольниках».

Инвестиции в «Пионеры» никогда не окупятся, считает менеджер Мамута: проект балансирует на грани рентабельности. В 2016 году, по данным «Контур Фокус», «Пионер» показал 3,9 млн рублей чистой прибыли, но четыре года до этого был убыточным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В направлении неизбежного В направлении неизбежного

Инновационное купе — самое совершенное творение с V8 из Маранелло

Quattroruote
Роберт Сапольски: «У человечества есть огромный фетиш — свобода воли» Роберт Сапольски: «У человечества есть огромный фетиш — свобода воли»

Роберт Сапольски — о том, как любовь и жизнь существуют в рамках свободы воли

Forbes Life
Грезы Лаврентьевой горы Грезы Лаврентьевой горы

В майские дни Прага расцветает. А в себя она влюбляет круглый год — и навсегда

GEO
Как выбрать игровую клавиатуру: советы для геймеров Как выбрать игровую клавиатуру: советы для геймеров

На какие параметры нужно обратить внимание при выборе игровой «клавы»

CHIP
Северный Ледовитый океан начал нагреваться раньше, чем мы думали Северный Ледовитый океан начал нагреваться раньше, чем мы думали

Ученые выяснили, что потепление океана длится с начала ХХ века

National Geographic
Пандемия породила новую разновидность выгорания. Есть ли против нее вакцина? Пандемия породила новую разновидность выгорания. Есть ли против нее вакцина?

Пять правил противопожарной безопасности для выгорающих — от Брэда Сталберга

Reminder
Британский фотограф снимает советские радиоактивные (ну почти) руины Британский фотограф снимает советские радиоактивные (ну почти) руины

Потрясающая галерея бывших советских ядерных полигонов произвела фурор в Лондоне

Maxim
Вселенная победившего матриархата. Роман Юлии Яковлевой и Карины Добротворской «Мужчина апреля» Вселенная победившего матриархата. Роман Юлии Яковлевой и Карины Добротворской «Мужчина апреля»

Отрывок из «Мужчины апреля» — в мире сбылись все пророчества настоящего

СНОБ
«Создавала такие произведения, что мужи удивлялись»: девять художниц эпохи Ренессанса «Создавала такие произведения, что мужи удивлялись»: девять художниц эпохи Ренессанса

Художницы, которые добились успеха во времена Тинторетто и Питера Класа

Forbes
Огневые точки Огневые точки

Используя любую возможность собраться, герои «Татлера» протоптали новые маршруты

Tatler
Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния» Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния»

Хакамада меняется в каждом отрезке времени. Сейчас у нее очень непростой период

Psychologies
Воин света Воин света

В деревню в гости к креативному директору Maison Margiela Джону Гальяно

Vogue
Урок черчения Урок черчения

Хочешь научиться скульптурировать лицо с помощью косметики?

Лиза
Клуб самоучек. Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать Клуб самоучек. Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать

Илья Найшуллер и Александр Sub Sensus — как чувствуют себя в свободном плавании

Esquire
Виргинский опоссум Виргинский опоссум

Подкупить опоссума можно только уважением, терпением и любовью. И едой, конечно

Weekend
В каких продуктах много витамина А В каких продуктах много витамина А

Витамин А выполняет множество важных функций в организме

РБК
Основатели сети автомоек Fast&Shine занялись IT и производством сыра, а потом стали строителями. Теперь они планируют заработать миллиарды на элитной недвижимости Основатели сети автомоек Fast&Shine занялись IT и производством сыра, а потом стали строителями. Теперь они планируют заработать миллиарды на элитной недвижимости

Аркадий Хохлов и его партнеры рассказали, как вести стройку по Scrum

Inc.
Сама себе режиссер Сама себе режиссер

Карина Нигай – о том, как блогеры поменяли правила fashion-индустрии

Harper's Bazaar
Два века путешествий Два века путешествий

Русское географическое общество и его архив – собрание редчайших документов

Вокруг света
Время сказок Время сказок

Почему дети так любят сказки, стоит ли выбирать только «старые добрые» сказки

Домашний Очаг
Курс на Италию Курс на Италию

Галина Зернова о жизни в ПНИ и за его пределами

ПУСК
Релятивистские эффекты воспроизвели в электрических цепях Релятивистские эффекты воспроизвели в электрических цепях

Физики просимулировали дрожащее движение и парадокс Клейна

N+1
«Хотим быть как она». Двойники Адель повально начали худеть «Хотим быть как она». Двойники Адель повально начали худеть

Трибюьт-актрисы начали избавляться от веса, чтобы сохранить сходство с Адель

Cosmopolitan
Оценивали в $1 млрд, а продадут за $300 млн: почему развалился бизнес магазина матрасов Casper Оценивали в $1 млрд, а продадут за $300 млн: почему развалился бизнес магазина матрасов Casper

История Casper: фирма хотела стать Nike в индустрии сна, но не смогла

VC.RU
Закрытый космос: внутри РКК «Энергия», где родилась российская космонавтика. Репортаж TJ Закрытый космос: внутри РКК «Энергия», где родилась российская космонавтика. Репортаж TJ

РКК «Энергия» — закрытость, странные правила и другая эпоха

TJ
Грязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство Грязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство

Как грязные автомобили могут пробуждать желание творить

Playboy
Как не потратить все деньги на импульсивные покупки Как не потратить все деньги на импульсивные покупки

Черная пятница – это замечательно, но не когда вы потратили все до копейки

GQ
Природный феномен Природный феномен

Роль искусства в этом доме играют пейзажи за окном

AD
Искусство жить красиво Искусство жить красиво

История у гостиницы «Метрополь» всегда была непростой

Караван историй
10 чешских производителей самолётов, о которых никто не слышал 10 чешских производителей самолётов, о которых никто не слышал

Чехословакия славится своей авиационной промышленностью

Популярная механика
Открыть в приложении