Что в имени тебе моем...
Виноделы всего мира называют компании именами основателей. Российские миллиардеры не исключение
«После медведя останется шкура, а после человека — имя» — гласит удмуртская народная мудрость. То, что крупнейшие винные компании мира названы именами своих основателей, наверное, можно считать одним из косвенных ее подтверждений.
Gallo и Mondavi в Калифорнии, Castel и Pernod Ricard во Франции, Concha y Toro и Errazuriz в Чили, Penfolds и Hardy’s в Австралии — эти и другие титаны винного мира с их многомиллионными объемами продаж начинали свой путь (а некоторые до сих пор с успехом его продолжают) в статусе семейных винных домов. Имя династии на этикетке становится предметом гордости для членов почтенных семей и символом веры для когорт потребителей.
Персонализация — важный фактор винного маркетинга. Дегустация, как самое действенное средство продвижения винного бренда, имеет особый успех, если ее проводит винодел или владелец хозяйства. В таком случае она становится актом передачи сакрального знания, а все гарантии выдаются под личную ответственность того, кто создал продукт. Этикетка с именем винодела работает почти как дегустация с его удаленным участием.
Уровень самых успешных винных компаний России сегодня уже можно сравнить с мировыми стандартами. Масштаб персоналий, стоящих за лучшими российскими брендами, тоже внушителен. Однако инвесторы не спешат наносить свои имена на этикетки и не решаются открыто признать свою причастность к винным проектам. Для кого-то слишком тяжким бременем оказался тот маргинальный образ, до которого вино в России было низведено в 1980-е годы. А кому-то уровень вершин мирового виноделия до сих пор кажется настолько недосягаемым, что даже попытка приблизиться к нему чревата насмешками.
Ведь серьезному человеку не хочется выставлять себя на посмешище. И если придется продавать бренд, названный своим именем, то, наверное, будет как-то неловко…
Симптоматично, что первым в новейшей истории российского винного рынка свое имя на винную этикетку поставил не производитель, а негоциант — Марк Кауфман. В течение почти 20 лет возглавляя процветавшую виноторговую компанию Whitehall, он, кроме прочего, создал сеть винных бутиков и бренд Kauffman Private Collection, стикеры с логотипом которого наносились на лучшие вина его портфеля. Но в 2011 году Марк Кауфман благополучно продал своевременно капитализированный дистрибьюторский бизнес. Первопроходцем среди российских виноделов, решившихся нанести свое имя на этикетку, стал Андрей Романов, соучредитель масштабного хозяйства «Вилла Романов», расположенного на площади около 1000 га на Таманском полуострове близ станицы Голубицкой. Однако в 2018 году и этот бизнес был продан компании Beluga Group Александра Мечетина, а бренд «Вилла Романов» преобразился в Golubitskoye Estate.