50 иностранных компаний
Динамика роста участников ежегодного рейтинга Forbes снизилась с 10% до 4%, за год они заработали в России 7,1 трлн рублей
Падение «Ашана» и взлет «Рено»
«Автоваз» вывел французского автогиганта в лидеры иностранного бизнеса в России.
В декабре 2018 года Alliance Rostec Auto, созданный российским «Ростехом» и французским Renault, закончил трехлетнюю реструктуризацию долга «Автоваза», в ходе которой доля двух основных акционеров автозавода то увеличивалась, то снижалась. 2019 год Alliance Rostec Auto BV начинал владельцем 100% «Автоваза», французам в СП на тот момент принадлежало около 68%. Выручка тольяттинского автозавода, которую мы на этот раз посчитали суммарно с «Рено Россия», переместила французского автопроизводителя в рейтинге крупнейших иностранных компаний с 16-го места на первое, с отрывом от занявшей строчку ниже Philip Morris International более чем на 100 млрд рублей. Французский ретейлер Auchan Holding, возглавлявший рейтинг пять лет подряд, скатился на пятое место. Наращивающая выручку в последние два года Volkswagen Group заняла третье место, четвертое — торговая сеть Leroy Merlin.
Суммарно 50 крупнейших иностранных компаний в России заработали в 2019 году 7,1 трлн рублей — всего на 3,92% больше, чем годом ранее (в 2018 году суммарная выручка выросла на 10,2%, в 2017 году — на 3,3%). С отрицательной динамикой отработали 17 компаний, худшие показатели у японской Nissan — минус 9,7%, американского McDonald’s (минус 8,5%) и австрийской деревообрабатывающей компании Mondi Group (минус 7,8%). Лидерами роста стали американские Google (25,3%) и Mars (25,1%), голландская Royal Dutch Shell (22,2%), немецкая BMW Group (20,2%) и фармацевтический гигант из Швейцарии Novartis (19,2%).
Самое большое представительство в рейтинге у компаний из США и Германии (по девять фирм на страну). Больше всего участников нашего списка занимается автомобилестроением (12), производством пищевых продуктов (8) и торговлей (7). Судя по исследованию инвестиционной привлекательности стран Европы компании Ernst & Young, российское машиностроение и производство продовольствия все еще в тренде: в 2019 году максимальное количество сделок иностранные инвесторы заключили в российском агропродовольственном секторе (41), на втором месте производство машин и оборудования — 23 сделки. Из-за жесткой конкуренции в российском ретейле, которая нашла отражение и в нашем рейтинге (четыре торговые компании из семи отработали в минус), в торговлю иностранцы уже не вкладываются. В 2019 году 191 проект в России получил иностранные инвестиции, это на 9% меньше, чем годом ранее. При этом Россия сохранила по этому показателю девятое место в двадцатке наиболее привлекательных для инвестиций стран.
По данным KPMG, активность иностранцев на российском рынке слияний и поглощений в 2019 году выросла на 49,5%, зарубежные инвесторы за год заключили сделок на $20,9 млрд. В компании отмечают, что «по мере адаптации российской экономики к санкциям, введенным США и ЕС в 2014 году, менялось и восприятие их эффекта, и сегодня представители многих иностранных компаний открыто заявляют, что санкции, пусть даже и оказали негативное влияние, не нанесли прямого ущерба основным видам бизнеса». Совместный индекс Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и исследовательской компании GFK, отражающий настроения европейских компаний, которые работают в России, в 2019 году находился на отметке 140 пунктов в зоне «положительных ожиданий» (она начинается с отметки 130 пунктов), до уровня 2013 года не хватало всего четыре пункта. Пандемия коронавируса уронила этот индекс до 117 пунктов. Большинство руководителей работающих в России компаний — членов АЕБ (56% от всех опрошенных) рассказали, что в 2020 году бизнес идет хуже, чем ожидалось. В то же время 68% участников исследования рассчитывают на увеличение оборотов своих компаний в перспективе ближайших трех лет, а 51% опрошенных — на увеличение прибыли.
Что мешает бизнесу в России?
% от опрошенных
Куда вкладывают иностранцы
Коронавирус и европейский бизнес в России
% от опрошенных
Топ-10 стран, инвестировавших в российскую экономику
Число сделок в 2019 году
Как мы считали
В список включены компании, более чем на 50% принадлежащие иностранным владельцам. Они ранжируются по совокупной выручке, полученной в 2019 году. В итоговую цифру по выручке включались данные всех российских активов иностранной компании. Мы не включаем в список банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и другие финансовые компании ввиду их существенных отличий от торговых и промышленных компаний в бизнесе и бухгалтерском учете. Не учитывались и компании, деятельность которых сводится к управлению активами. За основу оценки выручки взяты сведения, официально предоставленные компаниями, их годовые отчеты с консолидированной выручкой российских активов, данные, представленные в системе СПАРК. При отсутствии официальной информации взята расчетная оценка, основанная на данных о финансовом положении головной компании и подразделений. Выручка указана в рублях, выручка в других валютах пересчитана по средним курсам за 2019 год.
Топ-50 иностранных компаний
1. Рено Россия, Автоваз / Groupe Renault, автомобилестроение
- Страна: Франция
- Начало работы в России: 1998
- Выручка в 2019 году, млрд руб.: 435,5
- Выручка в 2018 году, млрд руб.: 429,1
- Изменение, %: 1,5
- Глобальная выручка в 2019 году, млрд руб.: 4026,4
- Доля, %*: 10,8
Компания основана в 1899 году братьями Луи, Марселем и Фернаном Рено. Через 17 лет было создано акционерное общество «Рено Россия», которое производило авто французской марки в Петрограде и Рыбинске. После революции заводы были национализированы. Вернулся Renault в Россию в 1960-х, в 1970 году компания подписала с СССР соглашение о развитии советского автопрома. В 1998-м Renault и правительство Москвы создали СП «Автофрамос», собиравшее Renault на АЗЛК, в 2012-м Renault увеличил долю в нем до 100% и два года спустя переименовал предприятие в «Рено Россия». В 2008-м альянс Renault-Nissan приобрел 25% «Автоваза», через четыре года был создан Alliance Rostec Auto BV — СП Renault и «Ростеха», через него французский концерн начал увеличивать присутствие на «Автовазе». В январе 2019-го Alliance Rostec Auto BV стал владельцем 100% «Автоваза». У французов в СП около 68%.
*Здесь и далее указана доля российской выручки в мировой выручке
2. ФМСМ / Philip Morris International, табачная промышленность
- Страна: Швейцария
- Начало работы в России: 1992
- Выручка в 2019 году, млрд руб.: 333,3
- Выручка в 2018 году, млрд руб.: 296,5
- Изменение, %: 12,4
- Глобальная выручка в 2019 году, млрд руб.: 1928,7
- Доля, %: 17,3
Philip Morris International (PMI) по глобальной выручке ($29,8 млрд) уступает не только китайскому гиганту China National Tobacco Corporation, но и западным конкурентам — Imperial Tobacco ($40,3 млрд) и British American Tobacco ($33 млрд). Но по рыночной стоимости значительно их опережает — $118,3 млрд (стоимость BAT — $64,6 млрд). В России на конец 2019 года компания занимала, по собственным данным, 30,1% рынка, уступая только Japan Tobacco International (около 40%). Имеет две фабрики полного цикла — в Ленинградской области («Филип Моррис Ижора», крупнейшее предприятие компании в Восточной Европе) и в Краснодаре, в модернизацию последней вложено почти $200 млн. Общий объем инвестиций PMI в Россию превысил $2 млрд. В российском подразделении компании работает 4000 человек
3. Фольксваген Груп Рус / Volkswagen Group, автомобилестроение
- Страна: Германия
- Начало работы в России: 2003
- Выручка в 2019 году, млрд руб.: 330,9
- Выручка в 2018 году, млрд руб.: 289,2
- Изменение, %: 14,4
- Глобальная выручка в 2019 году, млрд руб.: 18 315,7
- Доля, %: 1,8
Немецкий автомобильный гигант владеет 123 заводами более чем в 30 странах мира, они выпускают продукцию под 12 брендами. В целом на них работает 671 200 человек. В России концерн продает автомобили семи марок: Škoda, Audi, Bentley, Lamborghini, Ducatti и Volkswagen (легковые и коммерческие автомобили). В 2019 году компания продала во всем мире 10,956 млн автомобилей, в том числе в России — 233 600. Самой продаваемой моделью группы на мировом рынке является кроссовер Tiguan — 910 926 машин. Осенью 2007-го компания запустила производство автомобилей в Калуге, с 2011 года ведет контрактную сборку Volkswagen и Škoda на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Всего в России в 2019 году было произведено 214 000 автомобилей на заводах компании, в том числе 150 000 в Калуге. Доля рынка Volkswagen Group в России по итогам 2019 года составила 12,9%