30 самых экологичных компаний России
Первый «зеленый» рейтинг Forbes возглавило российское подразделение корпорации Mars, отправляющее на переработку до 90% всех отходов
Незеленые зеленые
Forbes изучил вред и пользу, которую приносят окружающей среде крупнейшие российские компании, и составил первый рейтинг экологической ответственности.
В конце 2020 года международный инвестфонд PIMCO отказался участвовать в размещении облигаций «Российских железных дорог» на 25 млрд рублей, объяснив свое решение тем, что более половины грузоперевозок компании приходится на карбоновый груз — уголь и нефтепродукты. За последние годы зеленая повестка проделала внушительный путь — она влияет на таможенную и налоговую политики, инвесторы смотрят на ESG-рейтинги (environmental, social and governance) компаний не менее пристально, чем на отчеты о прибыли и убытках. В этом году Forbes впервые попытался проанализировать, какие из российских компаний делают для природы больше других. Наш новый рейтинг основан на методологии, которую используют американская редакция Forbes и инвесткомпания Just Capital при составлении рейтинга Just 100, отражающего компании Соединенных Штатов с лучшими ESG-практиками. В рейтинге этого года тройка экологичных лидеров — Dell, IBM и Mastercard, в целом же первая тридцатка представлена IT-компаниями, финансовыми корпорациями и производителями компьютерного железа. Их деятельность в большинстве своем ограничена офисным пространством. В России картина иная. Крупнейшие отечественные компании — промышленные гиганты, и, как РЖД, они обречены быть неэкологичными в соответствии с новой зеленой этикой. Мы приняли это как данность — две трети компаний рейтинга занимаются в разной степени неэкологичным производством — и сосредоточились на том, чтобы показать, кто из них тратит больше усилий на компенсацию вреда природе. Наше понимание экологичной компании не отличается от заложенного в рейтинг Just 100: компания должна сокращать выбросы, рационально пользоваться природными ресурсами и внедрять инновационные практики и технологии. Помочь нам с выбором мы также попросили экологов и специалистов по ESG.
Первое место в рейтинге досталось российскому подразделению корпорации Mars. Десять заводов, которыми оно управляет, московский общественный уполномоченный по вопросам экологии Михаил Замарин называет «возможно, самыми чистыми в России». На втором месте — Сбербанк, в последние годы активизировавшийся на ESG-направлении, на третьем — один из лидеров по экологизации ретейла X5 Retail Group. При этом «Сбер» — единственный представитель финансового сектора, а помимо X5, в рейтинг вошли только два ретейлера. Важное открытие, которое мы сделали, собирая информацию для рейтинга: многие российские финансисты, торговцы и айтишники пока только подходят к тому, чтобы прилагать дополнительные усилия к улучшению экологии.
В рейтинг вошла и РЖД — у компании 14-е место, эксперты отметили ее за развитие электротяги и существенные зеленые инвестиции. Но как решать проблему с карбоновым следом? У руководства монополии пока нет ответа. Возможно, в будущем ему помогут потенциальные покупатели, массово отказывающиеся от потребления энергетических углей.
₽ 127 млрд потратили участники рейтинга на экологию в 2019 году
Как мы считали
Осенью 2019 года при подготовке рейтинга лучших работодателей России Forbes попросил 200 крупнейших компаний страны подробно рассказать об экологическом следе, который они оставляют. Эти данные использовались при составлении рейтинга самых экологичных компаний. В лонг-лист рейтинга вошли 60 компаний с максимальными баллами по экологическим метрикам.
Все метрики для рейтинга экологичных компаний мы разделили на четыре группы с одинаковым весом 25%: «Снижение вреда», «Экологическая политика», «Использование ресурсов» и «Экспертная оценка». Прежде чем сравнивать компании по первым трем метрикам, мы разделили их по отраслям, внутри них и проводили сравнение. По подавляющему количеству параметров использовался метод z-оценки, позволяющий определить, насколько то или иное значение отличается от среднего в выборке, которое мы приняли равным 50 баллам.
1. В блоке «Снижение вреда» компании оценивались исходя из уровней и динамики выбросов парниковых газов, оксида азота и диоксида серы, а также величины выплат за негативное воздействие на окружающую среду. Все показатели мы учитывали в отношении к выручке компаний.
2. В блоке «Экологическая политика» половину балла давали расходы компании на охрану окружающей среды в отношении к выручке. Вторая часть балла зависела от того, насколько компания заботится об экологическом следе, который оставляет: есть ли у нее экологическая политика (в том числе в публичном доступе), содержит ли она количественные показатели, достигаются ли они, использует ли компания альтернативные и возобновляемые источники энергии, какую долю отходов отправляет на переработку, инвестирует ли в зеленые проекты (например, для финансовых организаций мы оценивали объем инвестиций в такие проекты, в случае ретейла или производителей потребительских товаров нас интересовало наличие перерабатываемой или многоразовой упаковки) и пр.
3. В блоке «Использование ресурсов» компании оценивались исходя из уровней и динамики потребления воды и энергии. Все показатели мы учитывали в отношении к выручке компаний. 4. Экспертов мы попросили выбрать из лонг-листа не более 10 компаний, которые, по их мнению, лучше других соответствуют следующим критериям:
— компания снижает вред окружающей среде;
— компания бережно и рационально использует природные ресурсы;
— компания инвестирует в передовые экологические технологии или выпускает экологичные товары.
1Марс
- Управляющий: Махер Батруни
- Отрасль: Пищевая промышленность
- Снижение вреда: 65,4
- Экологическая политика: 87
- Использование ресурсов: 81,1
- Эксперты: 10
- Итоговый балл: 60,9
- Выручка (млрд руб.)*: 139,2
Корпорация Mars управляет в России десятью фабриками по производству кондитерских изделий, жевательной резинки и кормов для домашних животных. Первое место в рейтинге им обеспечили высокие затраты на экологию и подход к обращению с отходами. С 2015 года российские фабрики не вывозят отходы на полигоны, сжигая только около 10%. Остальное идет на переработку или полезное использование, например как корм для животных. К 2025 году Mars планирует перейти на стопроцентно перерабатываемую или повторно используемую упаковку, к 2040-му — на 100% возобновляемые источники энергии.
* Здесь и далее выручка за 2019 год
2Сбербанк
- Управляющий: Герман Греф
- Отрасль: Финансы
- Снижение вреда: 51,3
- Экологическая политика: 58,3
- Использование ресурсов: 67,5
- Эксперты: 60
- Итоговый балл: 59,3
- Выручка (млрд руб.): 3303,3
Крупнейший банк России заслужил положительные оценки большей части опрошенных Forbes экспертов. «Сбер» не первый год отслеживает и старается сокращать потребление бумаги, энергии и топлива для собственных автомобилей. «За счет масштаба это превращается в киловатты, литры бензина, тонны леса, сэкономленные за последние годы», — рассуждает московский общественный омбудсмен по экологии Михаил Замарин. В 2019-м банк профинансировал зеленые проекты, например ветропарк в Мурманской области или солнечную электростанцию в Ставрополье, на 47 млрд рублей — почти в пять раз больше, чем в 2018-м
3X5 Retail Group
- Управляющий: Игорь Шехтерман
- Отрасль: Торговля
- Снижение вреда: 57,2
- Экологическая политика: 75
- Использование ресурсов: 50
- Эксперты: 50
- Итоговый балл: 58,1
- Выручка (млрд руб.): 1734
Рашид Исмаилов из Российского экологического общества называет X5 Retail Group лидером по экологизации ретейла в России. В конце 2020 года группа утвердила стратегию устойчивого развития, согласно которой планирует к 2023 году сократить на 10% выбросы парниковых газов, увеличить до 40% долю пригодных к переработке пищевых продуктов и до 50% долю собственных торговых марок в экологичной упаковке. В супермаркетах стоят фандоматы для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок, а покупателей стимулируют пользоваться многоразовыми сумками.
4Splat
- Управляющий: Евгений Демин
- Отрасль: Гигиеническая продукция
- Снижение вреда: 63,1
- Экологическая политика: 49,8
- Использование ресурсов: 73,1
- Эксперты: 40
- Итоговый балл: 56,5
- Выручка (млрд руб.): 12,1 (оценка Forbes)
Помимо одноименного бренда средств ухода за полостью рта, Splat принадлежит марка бытовой химии BioMio, продукция которой прошла сертификацию по жизненному циклу по стандарту «Листок жизни», который развивает НП «Экологический союз». Биоразлагаемость продукции Splat превышает 80%, в ее состав не входят опасные для человека и окружающей среды вещества. Splat также поддерживает программу CO