Контекст. Книги
Богаче Рокфеллера
Кому сказать спасибо за проценты по кредитам.
Если бы Forbes существовал в XVI веке, то проблем с определением лидера рейтинга состоятельных людей не было: за явным преимуществом побеждал бы немец Якоб Фуггер. В современных ценах его состояние составляет $300–400 млрд. Состояние Джона Рокфеллера, для сравнения, сегодня оценивают в $305–325 млрд.
Как это случается и в современности, основой его состояния стали полезные ископаемые. В какой-то момент семейное предприятие Фуггеров практически владело монополией на торговлю медью в Европе (монополия же эта была добыта услугами, оказанными венценосным особам). Однако одно дело — завладеть природными богатствами, а другое — не потерять их.
Фуггеры нашли выход в строгом бухгалтерском учете — невиданное для тех времен дело — и аудите. Якоб первым стал использовать тройки аудиторов: «Крайне редко трое людей разделяют одни и те же взгляды, когда дело касается дурных намерений». Другим столпом богатства стало банковское дело, укреплявшее его влияние среди императоров и королей.
Человек с таким состоянием не мог не оставить следа в истории. Нам известно не так много о жизни Якоба — публичности он не любил. Самым явным напоминанием о его деятельности служит первый в мире квартал социального жилья «Фуггерай», существующий по сей день в Аугсбурге. Построенные за 450 лет до хрущевок, эти дома, возможно, даже комфортабельнее. Однако историкам еще предстоит пролить свет на косвенные «успехи» немца. Так, строительство жемчужины Ватикана, собора Св. Петра (и сбор средств на него посредством продажи индульгенций) было начато с целью рассчитаться с долгами папы перед Якобом. Так что Фуггер — невольный отец Реформации.