Женщины и другие женщины: как феминизм меняет материнство

Если бы меня попросили написать максимально короткий текст на эту тему, было бы достаточно двух фраз: «Давайте говорить не о материнстве, а о родительстве. И давайте просто отстанем от матерей». Сегодня мы видим два разных мира: в одном — успешная борьба за права женщин, дискурс о возможности распоряжаться собственным телом и о равных возможностях. В другом — женское обрезание, запрет на аборты и абсолютное отсутствие прав человека. А мы находимся где-то между, в России 2022 года, и ни один из обозримых миров не идеален.
Права матерей ≠ права женщин
Феминизм и материнство — понятия, состоящие в очень непростых отношениях. Хотя, казалось бы, вектор должен быть один. Давайте определимся с основным понятием: феминизм — это борьба за права женщин. На данный момент права матерей в России находятся в еще худшем состоянии, чем права женщин в целом. Поэтому, когда фемактивистки выделяют именно матерей в отдельную категорию и говорят о том, что нужно менять отношение и что-то делать, во мне зарождается надежда на какие-то сдвиги.
Благодаря фемдвижению у женщин появились базовые права: распоряжаться своим телом, работать, голосовать, защищать свои права в суде, получать компенсации и так далее. Но если у вас есть ощущение, что это произошло в общемировом масштабе, то оно ложное. Запреты на аборты, которые существуют не только в Польше, но и в некоторых консервативных штатах США, — это прямое нарушение права женщины распоряжаться своим телом, решать, готова ли она стать матерью или нет. И, надо сказать, самостоятельно принимать решение о том, готов ли ты рожать ребенка, — это то, с чего и начинаются права матерей.
Социалистическое детоводство
Как ни странно, разговор о контрацепции и о праве на такое решение велся в СССР. Общество приписывало определенные гендерные роли и права советским гражданам и гражданкам, но именно в этом вопросе было скорее на стороне женщин. Им предоставлялся отпуск по уходу за ребенком с сохранением зарплаты и рабочего места и ясли. Недавно мне попалась на глаза серия советских плакатов, на которых советскую сельскую женщину обучают, скажем так, юридической грамотности по части детоводства: «Не подкидывай ребенка, взыщи на содержание с отца». Конечно, большей частью все эти декларации и нововведения были формальными, посредственно реализованными, а главное, «подарив» женщинам больше трудовых прав и привилегий, никто не озаботился частично разгрузить их в быту. Это был, безусловно, патриархальный мир, и в нем мы продолжаем жить в России современной.

Несмотря на всеобщее равенство, было много этнических и социальных групп на саморегуляции. Формально они были частью советского общества, и статистических данных о том, как обстояли дела на практике, практически нет. Если ты был не как все, ты это скрывал. Религия, семейные традиции, воспитание и его отсутствие, внебрачные дети, подпольные аборты, травля: это не выражается в цифрах официальной статистики, и в основном мы знаем об этом с чьих-то слов. Также невозможно посчитать случаи дискриминации, потому что сексизм был социально одобряем (можно посмотреть любой советский фильм), а гендерная социализация шла по классическим сценариям патриархального общества, где женщине отводилась определенная роль, не все профессии были доступны (как, впрочем, и в 2022 году), а материнство служило основным каналом реализации.