Роуз Дамен: «Хочу побывать на Камчатке»
Forbes Life поговорил с управляющим директором Damen Yachting о работе в семейной компании и духе предпринимательства, гендерном балансе на суше и на море, а также о новых продуктах, трендах и маршрутах.
Разговор с управляющим директором Damen Yachting Роуз Дамен прерывает протяжный низкий гудок — ее офис находится прямо на верфи. Здесь, в нидерландском Флиссингене, где первая гавань появилась более 700 лет назад, компания Damen строит мегаяхты — в ближайшие пару лет со стапелей сойдет несколько 60-метровых и одно 74-метровое судно. Но, вопреки ожиданиям, слово «роскошь» за весь разговор звучит только однажды, зато Роуз раз за разом возвращается к теме семейных ценностей. В 1927 году дед Роуз вместе с братом основал свою первую верфь, в 1969-м компания перешла в руки ее отца, в 2014-м она и сама присоединилась к семейному бизнесу после нескольких лет работы в сфере финансов и инвестиций. А через год пришла в Amels, где и выросла до нынешней должности.
Эту верфь, одну из крупнейших в Нидерландах, отец Роуз Коммер Дамен приобрел в 1991 году. Она тоже начиналась как семейное предприятие, основанное в 1918 году Кисом Амелсом. До 1980-х Amels строила коммерческие суда, а в 1982 году вышла на рынок яхт, спустив на воду 48-метровую Katalina. В 1988 году клиентом Amels стал Дональд Трамп, и это чуть не разорило верфь, которой не хватило мощностей, чтобы справиться с заказом на «чтото превышающее 120 м и близкое к 150 м». Трамп в итоге верфь купил, спустя полгода перепродал, она сменила еще несколько владельцев и в конце концов вошла в Damen Group. Среди яхт, построенных на Amels, — Solemar для Михаила Прохорова (2003), 4You, предположительно, для сооснователя группы компаний ПИК Кирилла Писарева (2012), Here Comes the Sun для совладельца Eurasia Drilling Company Александра Джапаридзе (2016) и первая в мире яхта-ледокол The Datcha для Олега Тинькова (2020).
Сейчас отношения Amels и Damen Group напоминают симбиоз. Большая компания, в портфеле которой есть суда самых разных типов и классов, от паромов до корветов и десантных кораблей, поставляет верфи технологические решения (например, технологии шумоподавления позаимствованы из военно-морского судостроения) и страхует ее от финансовых рисков. Благодаря этому Amels может вкладывать средства в строительство корпусов и надстроек. Так работает линейка полукастомных яхт Limited Editions: будущий владелец или брокер может выбрать готовую «базу» и не ждать постройки несколько лет — время в этом случае тратится только на интерьер и оснащение.
В свою очередь, верфь приносит Damen Group 20% выручки, а подразделение Damen Yachting, которым сейчас управляет Роуз, — 10–15%. При этом оно существует относительно независимо от материнской компании, поскольку, несмотря на принятую в Damen Group стандартизацию, все-таки работает не на массовом рынке. Это нравится Роуз, которая с детства хотела заниматься собственным делом и даже уехала из Нидерландов в поисках призвания, а в итоге нашла его в семейном бизнесе. В интервью Forbes Life она рассказала о том, как превращает корабль в дом, а морской переход — в идеальное путешествие.
Кем вы мечтали стать в детстве? И в какой момент поняли, что будете работать в семейной компании?
Ребенком я хотела быть полицейским. Но это совсем в детстве, а когда я закончила учебу и нужно было искать работу, мне захотелось уйти от семейного бизнеса. Не знаю почему, но больше всего я мечтала выбраться из Голландии и заниматься чем-то своим. Поэтому я нашла работу в банковской сфере в Индонезии, потом переехала в Лондон. И только после того, как получила MBA — мне было уже 30 лет, подумала: «Что ж, наверное, пора уже узнать, что из себя представляет наша компания». Я поняла, что, вероятно, не захочу задаваться этим вопросом, когда мне стукнет 60, так что решила: попробую, поработаю здесь год, а там будет видно — если мне не понравится, вернусь в финансовый сектор.