На карантине, но не взаперти
Представители ведущих североевропейских верфей рассказали Forbes Life, как изменился яхтенный рынок за прошедший год: о работе в три смены, видеоэкскурсиях для клиентов, растущем спросе на яхты и тренде на экологичность.
В пандемийном 2020 году верфям, прежде не знавшим подобных вызовов, пришлось перестраивать привычные процессы, чтобы не останавливать производства и не терять связи с клиентами. Строительство суперъяхт — капиталоемкий бизнес, а потому входной порог в него очень высок. Высоки и риски, поэтому справиться с последствиями пандемии и остаться на рынке удалось не всем. Мы расспросили владельцев и топ-менеджеров ведущих североевропейских верфей о том, как их компании пережили кризис, какие настроения и тренды наблюдаются в отрасли, дорожают ли яхты и как изменились запросы и предпочтения заказчиков и владельцев крупных прогулочных судов.
Коммер Дамен
Председатель Damen Group
Мы активно работаем в разных областях судостроения и в целом неплохо сумели предотвратить проблемы, которые могло бы вызвать нарушение цепочек поставок, хотя это было непросто. С другой стороны, у нас возникло много сложностей с передачей готовых судов заказчикам, поскольку инженеры не могли ездить в командировки. Приходилось тем или иным образом сдавать заказы удаленно, транслируя пуско-наладочные инструкции для различных систем онлайн.
Время показало, что инвестиции в суперъяхты оказываются выгодными. Если вы посмотрите на стоимость яхт Amels на вторичном рынке, то увидите, что цены на них приближаются к таковым на новые проекты. Порой мы даже жалеем, что в свое время не оставили несколько лодок себе! Если говорить об инвестициях в наш собственный бизнес, то пока мы действуем осторожно, поскольку видим, что некоторые области индустрии еще не восстановились. Судостроение в широком смысле всегда было подвержено влиянию политических решений, поскольку долгое время оставалось субсидируемой отраслью. К счастью, сейчас это не так, но этот рынок все равно не такой открытый, как многие другие, и на нем неминуемо сказываются политические процессы.
Майкл Бреман
Директор по продажам Lurssen Yachts
Вокруг много говорят о нарушенных из-за пандемии цепочках поставок, но я думаю, что все не так плохо. Да, приходится адаптироваться, менять привычный подход, но я не могу сказать, что цепочки поставок были именно разорваны — мы ничего такого не почувствовали. А вот для сохранения здоровья сотрудников во время карантина нам пришлось начать работать в несколько смен, чтобы в доках и офисах одновременно находилось как можно меньше людей. Также я не слышал, чтобы кто-то говорил об увеличении стоимости строительства новых суперъяхт. Конечно, сейчас приходится еще внимательнее следить за сроками, поскольку внезапно может возникнуть дефицит каких-либо комплектующих или начаться новый локдаун, но пока нам удается избегать серьезных проблем.
Конкуренция за клиентов остается такой же острой, какой она, в общем-то, была всегда — в нашем сегменте рынка их крайне мало. Для потенциальных заказчиков сейчас подходящее время, чтобы принять решение о покупке суперъяхты, ведь в мире мало кто умеет строить крупные суда. Если кто-то задумал построить новое судно, я бы посоветовал не затягивать.
Во время пандемии некоторые владельцы яхт Lurssen проводили на борту больше времени, чем обычно, поняв, что так безопаснее. А в остальном все идет своим чередом: люди проводят у нас рефиты (обновление, ремонт, переоборудование или восстановление старых судов. — Forbes Life), мы продолжаем получать новые заказы и строить новые яхты. Можно было бы предположить, что в свете всех этих событий у клиентов появятся какие-то специфические запросы, но ничего такого нет. Большинство наших яхт изначально спланировано так, что на них есть помещения, где можно изолировать заболевших. Зато главной темой для обсуждения (без связи с пандемией) стали новые виды пропульсивных систем (судовых силовых комплексов. — Forbes Life). Мы стараемся уходить от ископаемого топлива и двигателей внутреннего сгорания в сторону топливных ячеек (топливные элементы, в которых электрический ток и тепло вырабатываются из водорода в ходе электрохимической реакции. — Forbes Life