Яхтинг — одна из великих свобод, которая пробуждает живущего в каждом кочевника

Forbes LifeСтиль жизни

На карантине, но не взаперти

Представители ведущих североевропейских верфей рассказали Forbes Life, как изменился яхтенный рынок за прошедший год: о работе в три смены, видеоэкскурсиях для клиентов, растущем спросе на яхты и тренде на экологичность.

Текст: Антон Черкасов-Нисман

Seaxplorer 77

В пандемийном 2020 году верфям, прежде не знавшим подобных вызовов, пришлось перестраивать привычные процессы, чтобы не останавливать производства и не терять связи с клиентами. Строительство суперъяхт — капиталоемкий бизнес, а потому входной порог в него очень высок. Высоки и риски, поэтому справиться с последствиями пандемии и остаться на рынке удалось не всем. Мы расспросили владельцев и топ-менеджеров ведущих североевропейских верфей о том, как их компании пережили кризис, какие настроения и тренды наблюдаются в отрасли, дорожают ли яхты и как изменились запросы и предпочтения заказчиков и владельцев крупных прогулочных судов.

Коммер Дамен

Председатель Damen Group

Мы активно работаем в разных областях судостроения и в целом неплохо сумели предотвратить проблемы, которые могло бы вызвать нарушение цепочек поставок, хотя это было непросто. С другой стороны, у нас возникло много сложностей с передачей готовых судов заказчикам, поскольку инженеры не могли ездить в командировки. Приходилось тем или иным образом сдавать заказы удаленно, транслируя пуско-наладочные инструкции для различных систем онлайн.

Время показало, что инвестиции в суперъяхты оказываются выгодными. Если вы посмотрите на стоимость яхт Amels на вторичном рынке, то увидите, что цены на них приближаются к таковым на новые проекты. Порой мы даже жалеем, что в свое время не оставили несколько лодок себе! Если говорить об инвестициях в наш собственный бизнес, то пока мы действуем осторожно, поскольку видим, что некоторые области индустрии еще не восстановились. Судостроение в широком смысле всегда было подвержено влиянию политических решений, поскольку долгое время оставалось субсидируемой отраслью. К счастью, сейчас это не так, но этот рынок все равно не такой открытый, как многие другие, и на нем неминуемо сказываются политические процессы.

Майкл Бреман

Директор по продажам Lurssen Yachts

Вокруг много говорят о нарушенных из-за пандемии цепочках поставок, но я думаю, что все не так плохо. Да, приходится адаптироваться, менять привычный подход, но я не могу сказать, что цепочки поставок были именно разорваны — мы ничего такого не почувствовали. А вот для сохранения здоровья сотрудников во время карантина нам пришлось начать работать в несколько смен, чтобы в доках и офисах одновременно находилось как можно меньше людей. Также я не слышал, чтобы кто-то говорил об увеличении стоимости строительства новых суперъяхт. Конечно, сейчас приходится еще внимательнее следить за сроками, поскольку внезапно может возникнуть дефицит каких-либо комплектующих или начаться новый локдаун, но пока нам удается избегать серьезных проблем.

Конкуренция за клиентов остается такой же острой, какой она, в общем-то, была всегда — в нашем сегменте рынка их крайне мало. Для потенциальных заказчиков сейчас подходящее время, чтобы принять решение о покупке суперъяхты, ведь в мире мало кто умеет строить крупные суда. Если кто-то задумал построить новое судно, я бы посоветовал не затягивать.

Flying Fox

Во время пандемии некоторые владельцы яхт Lurssen проводили на борту больше времени, чем обычно, поняв, что так безопаснее. А в остальном все идет своим чередом: люди проводят у нас рефиты (обновление, ремонт, переоборудование или восстановление старых судов. — Forbes Life), мы продолжаем получать новые заказы и строить новые яхты. Можно было бы предположить, что в свете всех этих событий у клиентов появятся какие-то специфические запросы, но ничего такого нет. Большинство наших яхт изначально спланировано так, что на них есть помещения, где можно изолировать заболевших. Зато главной темой для обсуждения (без связи с пандемией) стали новые виды пропульсивных систем (судовых силовых комплексов. — Forbes Life). Мы стараемся уходить от ископаемого топлива и двигателей внутреннего сгорания в сторону топливных ячеек (топливные элементы, в которых электрический ток и тепло вырабатываются из водорода в ходе электрохимической реакции. — Forbes Life

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дачный сезон Дачный сезон

Зачем Олегу Тинькову экспедиционное судно La Datcha Expedition Yacht 77

Forbes Life
Город, который дает то, что нужно Город, который дает то, что нужно

Размышления москвича Григория Туманова о магии Петербурга

СНОБ
Сергей Королев Сергей Королев

Правила жизни Сергея Королева

Esquire
Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать

Генпродюсер YBW — о будущем «Папиных дочек» и стратегии компании

Ведомости
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
Живые часы Живые часы

Разгадка тайны биологических часов

Вокруг света
Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему

Героини, которые давали фору хакерам-мужчинам

Forbes
18 способов укрепить свою психику 18 способов укрепить свою психику

Программа тренировки психологической выносливости, составленная с душой

Men’s Health
Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья

Как электронная медицина спасает сотни деревьев?

Правила жизни
30 до 30. Наука и технологии 30 до 30. Наука и технологии

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Наука и технологии

Forbes
Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление

Чем чрезмерное использование нейросетей крайне вредно для нашего мозга

ТехИнсайдер
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Очень приятный царь Очень приятный царь

Был — панк, стал — царь: Константин Плотников о работе над ролью Петра Первого

СНОБ
Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера? Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера?

Альцгеймер: как распознать на ранних этапах и встречается ли он у молодых?

Правила жизни
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Новый герой Новый герой

Денис Прытков о новой для себя сфере, страсти к рисованию и любви к театру

OK!
Наши на Западе: как Америка влюбилась в венгерские «Икарусы» Наши на Западе: как Америка влюбилась в венгерские «Икарусы»

Ikarus – история автобусов, которые лидировали одновременно и в СССР, и в США

ТехИнсайдер
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
По времени и пространству По времени и пространству

Добавляем пять книжных путешествий в летний ритм жизни

Seasons of life
Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи

Гонщик Формулы-1 — не просто водитель, он настоящий спортсмен

ТехИнсайдер
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
Вологжане, куряне и рушане: как правильно называть жителей разных городов России Вологжане, куряне и рушане: как правильно называть жителей разных городов России

Рассказываем о необычных, но правильных названиях жителей разных городов России

ТехИнсайдер
Рост трафика на 17 600%: почему вайбкодинг помогает бизнесу, но вредит айтишникам Рост трафика на 17 600%: почему вайбкодинг помогает бизнесу, но вредит айтишникам

Вайбкодинг: полезный инструмент для бизнеса и угроза для IT-мира

Inc.
Как путешествия меняют нас: 5 не заметных глазу трансформаций Как путешествия меняют нас: 5 не заметных глазу трансформаций

Как путешествия влияют на наше ментальное и физическое здоровье?

ТехИнсайдер
А это прилично? А это прилично?

Как соблюдать правила приличия в отпуске

Grazia
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Накопленная усталость: почему молодые шведки чаще выбирают жизнь за счет партнера Накопленная усталость: почему молодые шведки чаще выбирают жизнь за счет партнера

Почему некоторые шведки выбирают отказ от карьеры и жизнь за счет партнера

Forbes
Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест

Где и почему сохраняется традиция продажи невест

Forbes
Открыть в приложении