Физика искусства: кинетические инсталляции Коити Окамото
Вертушки, на которых крутятся диски без записей. Огромный пульт, где ни один из 504 тумблеров не добавляет никаких звуковых эффектов, не сглаживает звучание, а наоборот, создает дополнительные шумы, причем хаотично, наугад, как получится. Страшный сон диджея? Нет, всего лишь одна из инсталляций студии Kyouei Design и ее главного идеолога Коити Окамото.
Созданная в 2012 году работа Musical Table («Музыкальный стол») — это даже не пульт, а скорее оригинальный музыкальный процессор, хотя аналогия с диджейским оборудованием появилась неспроста. Задолго до этого, в 1997 году, японский скульптор и музыкант Коити Окамото издал на датском лейбле свой первый диск — под творческим псевдонимом Бекку — и серьезно задумался о карьере диджея. Но то ли путь к музыкальной славе был слишком тернист, то ли поле для творчества оказалось для Коити тесноватым, и в начале XXI века Окамото начал заниматься промышленным дизайном, а в 2006 году основал собственную компанию Kyouei design. Тем не менее музыка осталась одним из главных источников вдохновения для дизайнера, а опыт диджеинга наложил своеобразный отпечаток на многие его работы. Впрочем, Коити и сегодня позиционирует себя не только как дизайнер, но и как саунд-продюсер, а порой и сам выступает на различных фестивалях и выставках.
Случайные мелодии
В основу музыкального стола легли сотни маленьких механизмов, предназначенных для музыкальных шкатулок; каждый включается диджеем с помощью одного из тумблеров. Только вот из-за хитросплетения проводов оператор знать не знает, какую шкатулку он приводит в действие (и определить это на слух тоже затруднительно). Получается, что музыкант постоянно работает с какофонией, а шкатулки воспроизводят звуки в произвольном порядке, причем каждая — только одну ноту, а не полноценную мелодию. По такому же принципу работает и уменьшенная версия стола — шкатулка, использующая 18 похожих музыкальных механизмов (Random Musical Box, 2012). Здесь пролегает граница между техникой, музыкой и дизайном: музыкальные столы Окамото очень красивы и минималистичны, никакие условные обозначения не портят поверхность странного пульта, и потому сыграть какую бы то ни было законченную мелодию на этом инструменте вряд ли получится даже у виртуоза вертушек.
Отсутствие системы совершенно не смущает Окамото. Дизайнер иногда позволяет себе тряхнуть стариной и в окружении журналистов сыграть на своем «инструменте» импровизированный сет на очередной выставке, как это произошло год назад в Лондоне. Для этого помимо музыкального стола и ноутбука Коити использовал маятниковую звуковую машину (Pendulum Sound Machine, 2011), состоящую из винилового проигрывателя, системы молоточков и… двух чайных блюдец! В ее конструкции остроумно использован принцип все той же музыкальной шкатулки, только вместо валика — пластинка с нанесенными на нее рельефными штырьками. Когда проигрыватель приводит в движение пластинку, палочки начинают колебаться и стучать по блюдцам — раздается этакая фарфоровая дробь. Если поставить другую пластинку, «мелодия» (если это можно так назвать) тоже изменится.