Фильму «Гарри Поттер и философский камень» исполнилось 18 лет. Рассказываем, как он создавался
Дебютный роман Джоан Роулинг о Гарри Поттере вышел в 1997 году, а первая экранизация состоялась уже в 2001-м. Всего за четыре года история о Мальчике-который-выжил стала абсолютным хитом, за экранизацию которой боролись лучшие студии и режиссеры. Как проходил кастинг актеров на главные роли, какое участие в работе над фильмом принимала сама Роулинг и причем тут Стивен Спилберг — вспоминаем хронологию волшебной сказки.
10 октября 1996 года
Британский продюсер Дэвид Хейман основывает студию Heyday Films, первым фильмом которой становится выпущенный в 1999 году готический вестерн-хоррор “Людоед” с Гаем Пирсом и Робертом Карлайлом в главных ролях. В 1997 году Хейман поручит подчиненным найти детскую книгу, подходящую для экранизации: изначально выбор падет на “Великана на первом этаже” Дианы Уинн Джонс (про сложности жизни детей с новым отцом и волшебный набор для химии), но права получить не удастся. Тогда ассистентка показывает ему другой вариант: “Это про школу для волшебников”. Хейман в итоге станет продюсером всех фильмов поттерианы; следующий фильм Heyday не по "Гарри Поттеру" ("Я — легенда") выйдет только в 2007 году.
Июнь 1997 года
Издательство Bloomsbury выпускает первый тираж "Гарри Поттера и философского камня". Издатель Барри Каннингем советует получившей аванс в две с половиной тысячи фунтов Джоанне Роулинг (немаленькие деньги для матери-одиночки) взять гендерно нейтральный псевдоним "JK", чтобы не отпугивать от книги мальчиков. Это единственный тираж, где имя "Джоанна" все же упоминается — на форзаце. В 2007 году один из 500 экземпляров первого издания в твердой обложке ушел с аукциона за 33 460 американских долларов. Общие британские продажи первого тома поттерианы к концу 1999 года составили 300 тысяч экземпляров.
1999 год, первый шаг к экранизации
Кинокомпания Warner Brothers покупает у Джоан Роулинг права на экранизацию первых четырех частей саги (при этом четвертый том, “Гарри Поттер и Кубок Огня”, оставался к тому моменту еще не дописанным). Сумма официально не была объявлена, но в прессе ходит информация об одном миллионе британских фунтов. Что куда интереснее, Роулинг оговаривает свою беспрецендентную авторскую роль в контроле над экранизацией и выбивает себе проценты с бокс-офиса следующих фильмов.
Август 1999
После триумфального шествия по спискам продаж Соединенного Королевства, американское издание “Философского камня”, переименованного в “Камень волшебника”, возглавляет книжный хит-парад The New York Times. Смена названия для североамериканского рынка в итоге приведет к тому, что все сцены с упоминанием камня будут сняты дважды: для США и для остального мира. Книга пробудет в первой десятке The New York Times полтора года, что в итоге приведет к разделению списка на “детский” и “взрослый”, так как в преддверии выхода "Кубка огня" издатели больших романов сильно ругались на монополию Роулинг. Буквальная цитата редактора книжного обозрения NYT Чарльза Макграта звучала так: "Настало время расчистить место". Ставки