Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПрессБизнес

Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Надежда Колесникова

За последние пять лет в креативных индустриях России создано более 4,6 миллиона рабочих мест, по итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал организаций креативного сектора России достиг 1 триллиона рублей. Креативные индустрии формируют новый образ страны, помогают формировать уникальную национальную идентичность и открывают новые возможности для регионов. Почему же именно сейчас креативная экономика становится главной движущей силой развития России?

В преддверии «Российской креативной недели», которая пройдет с 25 по 27 сентября в Москве, в Национальном центре «Россия», «ФедералПресс» в эксклюзивном интервью поговорил с Мариной Монгуш — президентом АНО «Креативная экономика», директором РКН. Она рассказала о главных достижениях креативных индустрий, вызовах и перспективах будущего, а также о том, как творчество, ценности и региональные проекты становятся катализаторами развития нового типа экономики.

Марина Николаевна, лейтмотивом анонсирующей кампании «Российской креативной недели» стало подведение итогов первой «пятилетки» РКН и переход на новый этап развития. Что изменилось за это время?

Пять лет назад, когда мы только начинали эту деятельность, главной задачей было перевести в правовое поле позицию креативного класса в России, показать, что в креативных отраслях занято почти пять миллионов человек, и изменить отношение к ним: мы — это не просто сфера развлечений или культуры, а профессиональное сообщество, создающее кино, дизайн и другие творческие продукты в разных креативных направлениях. Мы стремились вывести креативный класс на новый уровень, сделать его партнером государства, а не просто исполнителем. И это удалось. Сегодня ситуация кардинально изменилась: о креативных индустриях раньше никто не говорил, а сейчас первые лица государства транслируют эту повестку, появился федеральный закон, каждый губернатор начал разбираться и вовлекаться в эту работу, анализируя, какие компании работают в регионе и какие формы взаимодействия с ними могут быть наиболее эффективными. Признанными лидерами развития креативных индустрий стали Москва, Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия), Нижегородская область, Красноярский край и Свердловская область, Республика Татарстан, растет потенциал таких регионов, как Новосибирская область, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ.

Произошло признание креативного класса, и все причастные почувствовали себя нужными и важными для страны. Это мощный импульс к проактивному развитию всех креативных индустрий, что очень радует, вызывает гордость.

За эти пять лет мы инициировали самые крупные изменения в стране и в законодательной сфере, создавали площадки и инструменты поддержки креативного бизнеса. Регионы — лидеры креативной экономики, такие как Москва, Красноярский край, Нижегородская область, Челябинская область и Республика Саха (Якутия), продемонстрировали значительный рост валового регионального продукта и создание десятков тысяч новых рабочих мест в креативном секторе. Москва удерживает лидирующую позицию с объемом ВРП свыше 3 трлн рублей и более 1,3 млн занятых в креативных индустриях, в то время как Красноярский край и Республика Саха успешно развивают кино, дизайн, ремесла и IT, создавая современные кластеры и поддерживая предпринимателей. Эти достижения отражают системную работу регионов по созданию инфраструктуры, привлечению инвестиций и вовлечению власти и бизнеса, что способствует устойчивому развитию и укреплению креативной экономики страны.

Власть услышала потребности бизнеса, был создан Президентский фонд культурных инициатив, который оказал поддержку более чем восьми тысячам творческих инициатив за период 2021 – 2025 годов, инвестиции составили порядка 42,5 миллиарда рублей — это стартовые невозвратные деньги для креативных предпринимателей. Более того, в нескольких актуальных грантовых конкурсах 2025 года объем финансирования фондом составляет несколько миллиардов рублей, направленных на поддержку сотен проектов. Более 50 институтов развития креативных индустрий работают по всей стране, а в 60 регионах функционируют 93 школы, что свидетельствует о сформированной и эффективной инфраструктуре поддержки креативного бизнеса. Сегодня любой, кто решил развивать бизнес в этой сфере, может получить помощь в региональных институтах — будь то сопровождение, акселерационные программы, возможность представить свои продукты на специализированных площадках или другие формы поддержки.

Какие первоочередные задачи стоят перед креативным сектором на новом этапе?

С одной стороны, нам важно достигнуть 6%-й доли ВВП страны, и мы стремимся, чтобы наш креативный бизнес создавал продукты с высокой маржинальностью, которые одновременно опираются на традиционные российские ценности. Важно формировать экономику, в которой ценностное содержание становится неотъемлемой частью креативных решений, укрепляя культурную идентичность регионов и поддерживая устойчивое развитие. Такая стратегия способствует созданию экосистемы, где бизнес не только успешен экономически, но и значим для общества.

С другой стороны, сегодня мы сталкиваемся с многочисленными вопросами, связанными с контентом, которые возникают из-за отсутствия четких и единых разъяснений для рынка: что разрешено, а что нет, а также из-за отсутствия общей стратегии и согласованных стандартов. В частности, требуется разработка единой книжной политики — то есть выработка согласованных правил и подходов, которые обеспечат равные условия и прозрачность для всех самозанятых и других участников книжного рынка, включая издателей, авторов и продавцов. В ответ на эти вызовы президент РФ дал поручение подготовить комплексную стратегию развития креативной экономики, а также запустить федеральный проект, направленный на системное развитие отрасли с учетом интересов всех сторон.

Однако я считаю, что после такого внимания государства к этому вопросу и после стратегической сессии с председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным, где были предложены инициативы по созданию координационного совета между Администрацией президента и правительством, у нас появляется возможность выстроить эффективную межведомственную координацию по вопросам экономического роста и развития ценностно ориентированной экономики. Ведь креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты, и именно в этом ее сложность и преимущество. Наша задача — институтов развития и органов власти — сохранить этот баланс: не ограничиваться только ростом доли ВВП, а не забывать о содержании. Ценностно ориентированный контент должен быть конкурентоспособным, коммерчески успешным и востребованным, чтобы одновременно обеспечивать экономический рост и развитие культурных ценностей.

Чем принципиально будет отличаться нынешний форум от предыдущих, каких новаций можно ожидать?

«Российская креативная неделя» — это визионерская площадка, которая ставит перед собой задачу показывать новые тренды, задавать актуальные векторы развития и формировать темы, которые затем годами разбираются и реализуются в стране министерствами, ведомствами, институтами развития и регионами. Через сессии деловой программы мы предлагаем новые решения, формируя масштабную площадку с акцентом на человекоцентричность, ценностно ориентированную экономику и стратегическую поддержку регионального развития при активной роли государства. Мы стараемся освещать сложные вопросы, разъяснять их и предлагать новые направления. В начале нашей работы, пять лет назад, главной задачей было создать тренд на развитие креативных индустрий и объяснить их важность для государства. Мы стремились показать, что креативный сектор — это не просто творчество, а важная часть экономики, и помочь бизнесу понять, как взаимодействовать с органами власти, создавая инструменты поддержки.

За прошедшие годы мы создали базу, и следующий этап — это переход от обсуждения, что такое креативные индустрии, к пониманию их роли в креативной экономике, а затем — переход уже к ценностно ориентированной экономике. Почему это важно? Потому что многие путают креативность и творчество как навык, а также не понимают разницы между креативными индустриями и креативной экономикой. И ценностно ориентированная экономика — это новый термин, который иногда вызывает даже недоумение. Наша задача — разъяснить этот следующий шаг: в частности, показать, как креативные индустрии влияют на капитализацию и маржинальность других отраслей — сельского хозяйства, транспорта, городского развития и так далее.

Например, территориальное развитие: в эпоху сырьевой экономики города строились по устоявшимся, традиционным моделям, а сейчас наступила новая эпоха, когда меняется весь сценарий жизни человека. Нам нужно помочь мэрам, архитекторам, урбанистам понять, каким будет человек в эпоху креативной экономики и что ему необходимо для реализации своих жизненных сценариев.

На каких задачах вы планируете сосредоточиться в последующей работе, какие из них будут в центре обсуждения на форуме?

На «Российской креативной неделе» мы показываем, как креативные индустрии встраиваются в экономические процессы. Программа будет делиться на три ключевых блока. Первый — развитие ценностно ориентированной экономики до 2035 года. После принятия закона и начала активной работы Минэкономразвития, которое сегодня выступает стратегическим партнером «Российской креативной недели», открылись новые горизонты для обсуждения будущих экономических инициатив в масштабах всей страны. На пленарных сессиях этого года особое внимание планируется уделить вопросам интеграции традиционных духовных и культурных ценностей в современную экономику, а также созданию эффективной инфраструктуры поддержки креативных индустрий, обсуждению единой стратегии, правовой базы и дальнейшего развития креативных кластеров в регионах. И здесь есть о чем говорить с точки зрения развития экономики в целом по стране.

Второй блок — пространственное развитие, то есть развитие территорий, городов и сел в эпоху нового типа экономики. Как формируется экономика современного города, как развиваются сельские территории с учетом того, что креативный бизнес становится ключевым драйвером жизни и процветания любого населенного пункта — это очень важно.

Третий трек программы посвящен человеку как ядру креативной экономики и строится вокруг идеологии человекоцентричности. Этот блок подчеркивает важность создания условий, где ценности и потребности личности становятся приоритетом, обеспечивая раскрытие творческого потенциала, поддержку талантов и формирование смыслов, которые укрепляют социальные связи и культурную идентичность. Человекоцентричный подход способствует развитию устойчивой и гармоничной экосистемы, где инновации и творчество служат не только экономическому росту, но и благополучию общества в целом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эпоха большой стройки: запуск крупнейшей модернизации железнодорожной инфраструктуры Эпоха большой стройки: запуск крупнейшей модернизации железнодорожной инфраструктуры

В ближайшее десятилетие железнодорожную отрасль России ждет невиданный подъем

ФедералПресс
ChatGPT ChatGPT

Нейросети: какие риски скрываются за удобствами искусственного интеллекта?

Здоровье
Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

Монокль
Как нетворкинг помогает в развитии бизнеса Как нетворкинг помогает в развитии бизнеса

Нетворкинг: что это такое и какую пользу он приносит развитию бизнеса?

Inc.
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Элегантная роскошь Элегантная роскошь

В цветовое решение интерьера решили заложить приглушённые естественные оттенки

Идеи Вашего Дома
На вкус и цвет На вкус и цвет

Современная квартира, легкая по ощущению, удобная и красивая, без лишнего декора

SALON-Interior
Алексей Москалёв: «Старение – не обособленный процесс, а совокупность взаимосвязанных биологических каскадов, среди которых выделяются хроническое воспаление, гликирование и окислительный стресс» Алексей Москалёв: «Старение – не обособленный процесс, а совокупность взаимосвязанных биологических каскадов, среди которых выделяются хроническое воспаление, гликирование и окислительный стресс»

Что сейчас известно о природе долголетия?

Здоровье
Уникальный эндемик: как нерпы выживают на Байкале Уникальный эндемик: как нерпы выживают на Байкале

Байкальская нерпа — настоящий тюлень с необычным местом жительства

ТехИнсайдер
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Добро с кулаками Добро с кулаками

Актер Леон Кемстач о своем пути к киноолимпу

Men Today
Классика жанра Классика жанра

При обустройстве ванной комнаты дизайнеру пришлось учесть множество нюансов

Идеи Вашего Дома
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Тбилисские гости Тбилисские гости

«Наша жизнь состоит из моментов, когда ты встречаешься с друзьями»

Seasons of life
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
От нефтеотдачи к суверенитету От нефтеотдачи к суверенитету

Как в нефтегазовой отрасли сформировать независимую производственную систему

Ведомости
Нарядный лаконизм Нарядный лаконизм

Автор проекта полностью переосмыслила пространство этой квартиры

Идеи Вашего Дома
День мира День мира

Наш проект «День мира» родился из истории, начавшейся почти сто лет назад

Seasons of life
Как показать свой бизнес на Яндекс Картах и 2ГИС Как показать свой бизнес на Яндекс Картах и 2ГИС

Как добавить организацию в Яндекс Карты и 2ГИС?

Inc.
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Почему мы используем «ушные палочки», хотя все знают, что это вредно и опасно Почему мы используем «ушные палочки», хотя все знают, что это вредно и опасно

Почему нам нравится использовать «ушные палочки»?

ТехИнсайдер
Скрытые под водой Скрытые под водой

Редкие подводные артефакты, которые помогли найти ответы на непростые вопросы

Вокруг света
Мягкая сила, твердые намерения Мягкая сила, твердые намерения

Что скрывается за китайскими инициативами «во благо человечества»

Монокль
Эдуард Веркин: Литературе не особо требуется спасение Эдуард Веркин: Литературе не особо требуется спасение

Эдуард Веркин рассуждает, чем young adult отличается от подростковой литературы

Ведомости
Под крышей света Под крышей света

Архитекторы превратили старую мансарду в элегантные двухуровневые апартаменты

SALON-Interior
Когда-то были безделушками, а теперь — сокровища: 5 вещей из СССР, которые сегодня стоят больших денег Когда-то были безделушками, а теперь — сокровища: 5 вещей из СССР, которые сегодня стоят больших денег

Вещи из СССР, которые можно продать и получить за них кругленькую сумму

ТехИнсайдер
Открыть в приложении