Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) стала главной торговой площадкой Бангладеш: в соцсети сотни тысяч людей продают платья, украшения и попугаев
В стране нет крупных маркетплейсов, как Amazon или eBay, поэтому местные предлагают товары в группах и договариваются в Messenger. Несмотря на популярность, положение продавцов и покупателей шаткое: нет регулирующих законов и много мошенников.
В апреле 2020 года, в разгар общенационального карантина, Ахмед Имран Кабир решил купить попугая. Курсы по менеджменту, которые он вёл в Университете Дакки, отменили или перенесли в онлайн, поэтому у него высвободилось время на хобби — разведение птиц.
Начал он с того, что вбил в поиск по Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) фразу «купить продать птиц в Дакке» и вступил в десятки соответствующих групп.
Типичное объявление: «Пара для разводки. Возраст: 20 дней. Звоните или пишите в мессенджере», и фотография двух серо-жёлтых какаду.
Один продавец приложил к фотографиям какаду-лютино фразу hat bodol hobe на бенгальском — «отдам в хорошие руки». Фраза служит обходным маневром антиконтрабандного алгоритма Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), который автоматически блокирует публикации со словами «куплю» или «продам» и изображениями животных. Весь торг с покупателями продавцы ведут в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Messenger.
Продавец сам доставил Кабиру птиц и взял оплату наличными. Кабиру так понравился процесс, что за две следующие недели он купил еще 48 попугаев — от $15 до $60 за пару, — а затем ещё и голубятню, чтобы их содержать.
Весь процесс — от поиска до доставки — проходил через Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
Делай что-то из ничего
История Кабира показывает, как реализована большая часть электронной коммерции в Бангладеш. В отсутствие гигантов вроде Amazon тысячи уникальных групп и страниц в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) предлагают посетителям украшения, одежду, косметику, гаджеты и птичек.
Количество магазинов в социальной сети за последние годы превысило общее число магазинов и продавцов в местных маркетплейсах Evaly, Ajkerdeal и Daraz. Точного количества не знает никто, но приблизительный подсчет говорит о 300 тысячах страниц и групп.
Всё, что нужно предпринимателю, — подключение к интернету и ещё около $350 на стартовые расходы. Это хорошая возможность для молодых жителей Бангладеш, страдающих от массовых сокращений и пугающего уровня безработицы в 15%. Есть и иные следствия: в стране, где всего у 15% женщин есть доступ к мобильному интернету, половина продавцов на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — женщины.