Евангелие от эмси: как и почему рэперы обращаются к религии в хип-хопе. Колонка Esquire
В ночь на 23 июля в Атланте состоялась презентация десятого альбома Канье Уэста Donda. Трудно сказать, что из проигранного в итоге окажется на альбоме, а сколько треков Йе прибережет исключительно для стримингов, но точно известно: на лонгплее отметились большие артисты вроде Трэвиса Скотта и Lil Baby, высказавшиеся о своих отношениях с богом. Esquire попросил ведущего радиостанции Studio 21 Сэма рассказать, как разные хип-хоп артисты отражают свою религиозность в музыке и — главное — зачем.
В 2019 году Канье Уэст выпустил девятый студийный альбом с довольно громким названием Jesus Is King, или "Иисус — король". Кроме того что это был очевидно госпел-проект, первый подобный в дискографии Канье, Jesus Is King удивляет и масштабом заявления. Пожалуй, самый влиятельный музыкант на земле и один из самых значимых персонажей современной массовой культуры сделал духовное заявление посредством лонгплея. Спустя два года Канье объявляет о выходе десятого сольника под названием Donda и первым делом представляет слушателям трек со словами: «Он (Бог) совершил чудеса в моей жизни». Человеку со стороны может показаться, будто бы это помешательство или личные пристрастия конкретного артиста. Однако, если чуть внимательнее присмотреться к хип-хопу, можно увидеть хорошо очерченный, твердый духовный след.
Прежде чем смотреть, как хип-хоп-артисты разных времен, течений и возрастов выражают свою духовность, религиозность в творчестве, проведем небольшой ликбез об истоках черной музыки в США.
Африканцы, оказавшиеся в Америке, на чужой земле, принесли культуру земель своих: языки, обряды, и, конечно, музыку. Современные музыкальные теоретики любят начинать отсчет черной музыки от рабов, которые пели во время тяжелой работы на плантациях. Речь идет не о первом и не о втором поколении африканцев на американской земле, но о довольно ассимилировавшихся в западной культуре африканских американцах, воспитанных протестантскими учениями. Их песни в подавляющем большинстве строились на библейских мотивах и образах. До хип-хопа, фанка, джаза и блюза в ходу были спиричуэлы. Своего рода зачаток госпел-музыки.
Другими словами, духовность в черной музыке можно отнести к так называемой черной церкви — Black Church, сообществу протестантских деноминаций и течений африканских американцев. Феномен, который можно назвать своего рода фундаментом развития черной музыки в США. Проще говоря, любого черного исполнителя можно «отмотать» к церкви, из которой он вышел: John Legend, Aretha Franklin, Whitney Houston, Usher и так далее.
Религиозные мотивы в хип-хоп перенесли эмси преимущественно с юга США, где «черная церковь» укоренена в жизнях большого количества людей. Чем отчасти и объясняется приверженность Уэста к теме — как никак он из Атланты. Но его религиозную посвященность, сочащуюся из множества треков, как и религиозную посвященность любого другого артиста, оценивать трудно и необязательно. Лучше сравнить, как разные хип-хоп-артисты выражают свою духовность в музыке.