Этот «Оскар» — исторический. И не только из-за «Паразитов». Разбираем итоги кинопремии
Кинообозреватель Esquire Егор Москвитин сожалеет, что Американская киноакадемия проигнорировала "Однажды в Голливуде" Квентина Тарантино, но выражает осторожную надежду, что триумф "Паразитов" и "Джокера" — предвестник начала реальных перемен в индустрии.
Часть драматургии “оскаровской” церемонии прописывается заранее, но часть рождается прямо на сцене. Через считаные минуты после того, как Билли Айлиш и ее брат Финнеас О’Коннелл исполнили песню Yesterday (их номер был посвящен памяти кинематографистов, ушедших за последний год), на сцене оказался Хоакин Феникс. И в своей речи он вспомнил и брата — столь же талантливого, как и он сам, актера Ривера Феникса, скончавшегося в 1993 году. Радости творить вместе и сообща исследовать этот мир, защищая друг друга (как наверняка делают это Айлиш и О’Коннелл), братья лишились. Но без этой утраты Хоакин Феникс, должно быть, не смог бы научиться так остро и тонко чувствовать пульсирующую вокруг него жизнь.
И сегодня, получив свой первый “Оскар” (как же трудно поверить, что его талант игнорировали так долго!), он поделился этой чувствительностью с миллионами людей, произнеся, возможно, самую пронзительную речь за всю историю кинонаград. Он напомнил, что главная привилегия людей искусства — служить своими голосами тем, чей голос не слышен. И призвал кинематограф и дальше бороться за справедливость, выступая против порядка, где “одна раса, один пол, один народ, один биологический вид думает, что может подчинять себе других безнаказанно и жестоко”. К таким словам на “Оскаре” все привыкли, но реплики произносят актеры — и в устах человека с даром Феникса речь про корову, у которой отбирают теленка, звучит совершенно иначе, чем в пересказе любого из нас. Когда ее произносит он, внутри зрителя что-то переворачивается.