«Это провал тактики Кремля»: чего ждать после субботней акции протеста в Хабаровске
Выбранная Кремлем тактика реагирования на массовые протесты, вызванные арестом хабаровского губернатора, не только неэффективна, но и опасна: протесты могут распространиться за пределы региона, говорят опрошенные Forbes политологи. По их мнению, власти оказались в непростой, но не безвыходной ситуации.
Протесты в Хабаровске идут восьмой день и явно не затихают. В субботу митинговать в поддержку губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, арестованного по обвинению в причастности к убийствам и покушению на убийство, вышли несколько десятков тысяч человек. Хабаровская администрация заявила, что в начале акции протестующих было до 10 000 человек, что на 30% меньше, чем на акции в прошлые выходные. Советник губернатора Хабаровского края Захар Синяговский оценил итоговое число протестующих в 30 000—50 000 человек. Корреспондент «Коммерсанта» полагает, что на пике акции число митингующих могло достигать 50 000 человек. А корреспондент «Ведомостей» допускает, что в шествии участвовало 80 000 человек.
Вечером жители города вновь вышли к зданию краевого правительства, и акция возобновилась. Почему хабаровчане продолжают митинговать, какова тактика Кремля и чего ждать дальше — об этом Forbes спросил ведущих российских политологов.
Глеб Павловский, политолог: «Власти — думаю, в Кремле, вряд ли местные — выбрали определенную тактику поведения в связи с протестами в Хабаровске. С их точки зрения, это умеренная тактика, даже гуманная: не трогать людей, и через некоторое время [протест] рассосется. Это не вполне обычная для Кремля тактика: он предпочитает обычно жесткое противодействие. С точки зрения кремлевской публики, сегодняшняя демонстрация — это провал этой тактики: падения [числа] протестующих не произошло, а в каком-то смысле можно считать, что движение захватывает весь город.
Дать задний ход силовики не могут: они тем самым признают, что допустили ошибку, а их противники — а они есть — были правы. Но протесты могут легко перерасти во что-то более серьезное — допустим, в забастовку, и это уже более серьезная ситуация, потому что она будет в каком-то смысле сигналом для других регионов. До настоящего времени единственный успех мягкой стратегии в том, что другие регионы не подключились, а оппозиция в целом проигнорировала Хабаровск.
Вопрос компромисса по самому Фургалу не рассматривается. Но теоретически может рассматриваться вопрос о переводе дела в Хабаровск из Москвы (это требование — один из лозунгов протестующих в Хабаровске. — Forbes) — разумеется при патронаже Следственного комитета и ФСБ, как сейчас. Начинается ювелирная дозировка — на что можно пойти, на что нельзя. Второй вариант — поставить [нового] губернатора с «человеческим лицом», но сейчас таких людей почти не осталось. Просто ЛДПРовский губернатор сам по себе, наверное, утешит Жириновского, но не утешит местное население.
Поскольку протесты не управляются ЛДПР, то отсутствует кто-то, с кем можно вести переговоры. Компромиссное решение может все равно не удовлетворить протестующих. Это, собственно, самая опасная для Кремля сейчас ситуация, и просчитать ее практически невозможно. Здесь надо просчитать уже неожиданно высокую степень готовности к протесту, которая может перейти в протест против Москвы в принципе, а это очень неприятная ситуация в связи с еще пограничным характером региона».