Мария Колесникова назвала главный просчет Лукашенко

ForbesОбщество

«Это будет последняя ошибка Лукашенко»: Мария Колесникова о новых целях оппозиции, переговорах с бизнесом и тревожном звонке в Москву

Мария Колесникова — единственный лидер объединенного штаба оппозиции, кто остался в Минске после выборов 9 августа. В интервью Forbes она рассказала о новой конфигурации штаба, переговорах с бизнесом и чиновниками, назвала главный просчет Лукашенко и дала свой прогноз по тому, как протест будет развиваться дальше.

Владимир Моторин

Мария Колесникова Getty Images

Мария Колесникова — музыкант, выпускница Белорусской академии музыки и Высшей школы музыки в Штутгарте (Германия). В 2017 году через Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) познакомилась с председателем правления Белгазпромбанка Виктором Бабарико, чтобы обсудить с ним сотрудничество в организации международных культурных проектов. А в этом году они стали соратниками и в политической работе: Колесникова возглавила предвыборный штаб Бабарико. Когда экс-банкира арестовали, штаб Бабарико вместе со штабом другого незарегистрированного кандидата Валерия Цепкало вошел в объединенный штаб во главе со Светланой Тихановской. Изначально в выборах должен был участвовать ее муж, блогер Сергей Тихановский, но он был арестован. В итоге, единственным сильным соперником действующего президента Александра Лукашенко стала именно Светлана Тихановская, а Колесникова, жена Цепкало Вероника вместе с ней стали лицами оппозиции. После выборов 9 августа Колесникова оказалась единственной, кто из этой тройки остался в Минске (Тихановскую белорусские спецслужбы вывезли в Литву, а Цепкало уехала в Москву). Мы беседовали с Колесниковой на шестой день протестов в Белоруссии, который начались в стране после закрытия избирательных участков и официального объявления Лукашенко сначала лидером, а потом и победителем выборов.

Как вы оцениваете итоги голосования. Удалось ли объединенному штабу оппозиции выполнить те цели и задачи, которые вы ставили перед собой?

Сложный вопрос. Что нам удалось? Нам удалось показать масштаб фальсификации. Нам удалось показать это не только тем людям, которые были в оппозиции, но и всему белорусскому народу. Тем людям, которые приходили — и 6 часов ждали своей очереди у входа в участок. Нам удалось достичь, наверное, самой большой явки за последние 26 лет на выборах. Нам удалось инициировать поддержку Светланы тем, что мы объединились. И чтобы большинство белорусов за нее проголосовало, нам тоже удалось. 

Как накануне выборов вы представляли себе день после голосования? Вы рассчитывали на то, что ЦИК объявит вас победителями, или итог голосования должен был выглядеть примерно так, как он в итоге выглядел?

Расскажу про одну долгоиграющую цель Виктора Бабарико, о которой еще 3 месяца мы много думали, и почти все крутили пальцем у виска и говорили, что у нас этого не получится. За 26 лет не было практически ни одной комиссии, которая написала бы честный результат в протоколах. И одной из наших целей было — «взломать» эту систему так, чтобы появился первый человек, который не подпишет протокол — первый человек, который озвучит честные результаты. И в ночь выборов был самый, наверное, волнующий для штаба момент, когда мы получили телефонным сообщением (интернета не было), что 51-й участок подписал протокол, где Светлана с перевесом в 5 раз обыграла действующего президента. Для нас это была очень большая победа, потому что потом все больше и больше участков таким же образом подтверждали результаты. Естественно, Центральная избирательная комиссия их вообще, по всей видимости, не засчитала. Они просто нарисовали цифру 42% на досрочке. Это говорит о том, что какие-то вещи из нашей стратегии сработали, а какие-то — нет. 

Но главное, сами белорусы поняли, как никогда раньше, насколько их цинично обманывают. И вот эта цель достигнута. Именно поэтому сейчас такие протесты идут уже неделю или не умолкают. Потому что очевидно стало каждому. Всем раньше было пофиг. В 2015 году, если бы вы спросили у людей, кто баллотировался, они бы не назвали никого, кроме действующего президента.

Да, Центральная избирательная комиссия назвала 80% голосов у действующего президента, поэтому мы не можем сказать, что это наша победа. Но они не признают то, что произошло в обществе. И это для нас — победа.

Мы надеялись до последнего, что у них хватит смелости озвучить честные результаты. Хотя иллюзий ни у кого не было, мы на это надеялись. И мы сделали все, чтобы их поддержать в этом решении. В том числе, мы говорили, что будем поддерживать тех людей, которые будут не соглашаться с фальсификациями.

Тот уровень насилия, который вы увидели после голосования, стал для вас неожиданностью?

Мы не ожидали такого уровня насилия. Я очень сильно огорчена, и мне кажется, что это одна из самых трагических страниц в истории современной Беларуси. Конечно, такого насилия не было за эти 26 лет никогда. В субботу мы провожали в последний путь человека, которого убили. И мы, конечно, потрясены, этого нельзя было допустить. Именно поэтому в ночь с 9 на 10 августа я лично обращалась в администрацию президента и к министру внутренних дел с предложением о прекращении насилия. Я сказала, что мы готовы обсуждать, как это сделать как можно быстрее.

Вам что-то ответили?

Нет, они сказали, что «Ваше сообщение принято, мы его передадим», и все.

Вам лично не страшно было в последнюю неделю оставаться в Минске?

Мне лично за себя не страшно. Мне страшно за то, как цинично ведут себя силовые структуры. И еще мне страшно за одну вещь: я понимаю, что после произошедшего обществу будет очень сложно консолидироваться и дальше жить: тем, кто бил, с теми, кого били. Потому что задержали почти 7000 человек. Понятное дело, что их семьи и они сами никогда не простят этого унижения и избиений. Я вижу в этом большую проблему для будущего диалога, потому что власти перешли какую-то черту, которую они раньше не переходили.

На ваш взгляд, должно быть какое-то разбирательство по тем случаям, о которых узнаем, когда люди выходят из изоляторов?

Безусловно. Каждый случай неправомерного насилия — он должен быть разобран, и люди должны нести ответственность по белорусскому закону.

И Вероника Цепкало, и Светлана Тихановская покинули Белоруссию. Из вашей тройки остались только вы. Означает ли это, что объединенный штаб оппозиции де-факто распался?

Я бы сказала так: 9 августа произошли выборы, на которых кандидатом была Светлана Тихановская. И 10-го августа началась другая жизнь для всех, в том числе и для Светланы, которая вынуждена была покинуть Беларусь. Мы сейчас пытаемся консолидировать активные силы в гражданском обществе. Вы наверняка знаете о создании комитета, который инициировала Светлана и который мы поддержали (речь идет о создания координационного совета, который должен будет обеспечить передачу власти в стране). Мы сейчас работаем вместе в этом направлении. За последние дни произошла перетрансформация наших усилий, потому что мы должны действовать по другой повестке. Появляются новые вызовы, новые пункты, которые важно озвучивать и добиваться каких-то новых изменений. Из которых самый главный – Светлана его озвучивала – это проведения новых честных выборов. В этом плане, мы, конечно, «на одной странице». 

Правильно ли я понял, что вы сейчас общаетесь со Светланой и вместе пытаетесь сформулировать ту программу, с которой пойдете дальше?

У нас сейчас идет коммуникация между штабами, и цель этой коммуникации — выработать принципы, по которым этот комитет может работать. Он должен стать такой единицей для возможных переговоров с властью, для передачи власти. И это сложный процесс, где нужно полностью отстраивать и создавать новые механизмы. Но сейчас наши штабы занимаются тем, чтобы этот процесс каким-то образом урегулировать — и дальше просто работать.

А штаб Валерий Цепкало, который входил в объединенный штаб оппозиции, продолжает с вами диалог?

Пока выглядит так, что они не особо активно в этом участвуют, потому что находятся, насколько я понимаю, в России (утром стало известно, что Вероника Цепкало уехала на Украину и сейчас вместе с мужем и детьми находится в Киеве, — Forbes), и у них там другая, своя повестка. Но мы поддерживаем друг друга. Цель у всех одна — это смена действующего режима и новые честные выборы. И, конечно, любая поддержка и любая консолидация сил — она всегда будет этому способствовать и помогать. 

Валерий Цепкало предложил создать фонд национального спасения Белоруссии, а также предложил обнародовать личные данные силовиков. Как вы относитесь к этим предложениям?

Дело в том, что у нас три дня после выборов не было связи. Мы чисто физически не могли друг с другом долгое время связаться, и я об их инициативах узнала гораздо позже. Если вопрос состоит в том, нравятся ли мне инициативы или нет, поддерживаю я их или нет, — я считаю, что каждый имеет право придумывать инструменты и искать возможности как-то влиять на то, что происходит. Это очень хорошо. Если говорить о выдаче данных людей, которые сейчас совершают преступления, — лично мне это не близко, потому что я считаю, что даже преступления, которые совершили силовики, должны расследоваться в юридическом, законном поле. Пока в Беларуси нет инструментов для этого, но если мы изначально говорим о том, что хотим построить демократическое общество, то лично мне, Марии Колесниковой, ближе ситуация, где этим вопросом будут заниматься органы, которые для этого предназначены, а не условный народный суд. Мне ближе какие-то демократические, европейские нормы права, по которым могут расследоваться эти преступления. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шелест природы Шелест природы

Олицетворение эстетики экостиля в двухкомнатной квартире

Идеи Вашего Дома
На церемониальных сосудах инков нашли белила из Европы На церемониальных сосудах инков нашли белила из Европы

Часть белил привозили из Европы, часть — изготавливали из местных пород

N+1
Семена империй: как мускатный орех и гвоздика заманили Колумба в путешествие Семена империй: как мускатный орех и гвоздика заманили Колумба в путешествие

Отрывок из книги «​​​​​​​Съедобная история человечества» Тома Стендейджа

Forbes
Ультразвук надул многоэлектронные пузырьки в жидком гелии Ультразвук надул многоэлектронные пузырьки в жидком гелии

Физики предложили новый метод генерации многоэлектронных пузырей в жидком гелии

N+1
Пациент с поврежденным мозолистым телом увидел правые половины лиц потекшими Пациент с поврежденным мозолистым телом увидел правые половины лиц потекшими

Ученые описали редкий случай нарушения работы мозга

N+1
«Давай не будем об этом»: почему не всегда нужно говорить о проблеме «Давай не будем об этом»: почему не всегда нужно говорить о проблеме

Когда мы по-настоящему чем-то расстроены, мы не хотим говорить о случившемся

Psychologies
Одна вокруг света: спасение собаки и развод на деньги в Непале Одна вокруг света: спасение собаки и развод на деньги в Непале

84-я серия о кругосветном путешествии Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
Две войны генерала Раевского Две войны генерала Раевского

Глава из книги литературных путешествий Глеба Шульпякова «Запад на Восток»

Огонёк
Парочка со стулом: с чем Кокорин и Мамаев отправились в историю из здания суда Парочка со стулом: с чем Кокорин и Мамаев отправились в историю из здания суда

В истории спорта они останутся как метатели стульев и уличные боксеры

Forbes
Время пить чай Время пить чай

Чем отличается английское чаепитие от знаменитой японской церемонии?

Psychologies
Геометрия волокон и силикон сделали ткани олеофобными Геометрия волокон и силикон сделали ткани олеофобными

Ученые разработали подход к созданию экологически безопасных олеофобных тканей

N+1
Эмоции — проявления пяти элементов Эмоции — проявления пяти элементов

Как наши эмоции связаны со здоровьем с точки зрения дао

Psychologies
«Дал бы тысячу долларов, если бы это был мальчик». Как боролись с теорией мужского превосходства в начале ХХ века «Дал бы тысячу долларов, если бы это был мальчик». Как боролись с теорией мужского превосходства в начале ХХ века

Ученая, которая первая с помощью исследований развенчала стереотипы о женщинах

Forbes
Почему компаниям не нужно бояться говорить об ошибках Почему компаниям не нужно бояться говорить об ошибках

Стратегии, которые помогут компании расти благодаря ошибкам

СНОБ
Военные разработки DARPA, которые стали гражданскими: Tor, Siri, робособаки Boston Dynamics и интернет Военные разработки DARPA, которые стали гражданскими: Tor, Siri, робособаки Boston Dynamics и интернет

Несколько самых заметных технологий, над которыми работало ведомство DARPA

VC.RU
Изменение климата привело к затруднению дыхания морских обитателей Изменение климата привело к затруднению дыхания морских обитателей

Дыхательный коэффициент вырос в зонах с пониженным содержанием кислорода

N+1
Максимум менеджер: как стереотипы мешают женщинам начинать карьеру в IT Максимум менеджер: как стереотипы мешают женщинам начинать карьеру в IT

К чему приводят стереотипы о том, что женщины работают в IT хуже мужчин?

Forbes
Накажи, если сможешь Накажи, если сможешь

Сотни тысяч молодых людей втянуты в экстремистское движение АУЕ

Огонёк
Слезы, арбузы, торты и костный мозг: странности беременных звезд Слезы, арбузы, торты и костный мозг: странности беременных звезд

Звездные мамочки рассказывают об изменениях своих привычек во время беременности

Cosmopolitan
Иван Дорн строит в Киеве музыкальную империю. Мы поговорили с ним и его окружением и узнали, зачем ему это Иван Дорн строит в Киеве музыкальную империю. Мы поговорили с ним и его окружением и узнали, зачем ему это

Предприниматель Иван Дорн не стесняется эпатировать музыкальный рынок

Inc.
Что посмотреть на Алтае? Что посмотреть на Алтае?

А главное – где там есть и жить.

GQ
«Непобедимое солнце» — новый роман Виктора Пелевина, который, кажется, понравится всем «Непобедимое солнце» — новый роман Виктора Пелевина, который, кажется, понравится всем

Новый роман Виктора Пелевина, который уже провозгласили самым профеминистичным

Esquire
Как похудеть на 18 кг: пять эффективных методов голливудской звезды Ребел Уилсон Как похудеть на 18 кг: пять эффективных методов голливудской звезды Ребел Уилсон

40-летняя австралийская актриса поразила своим феноменальным преображением

Cosmopolitan
Правила жизни Билли Боба Торнтона Правила жизни Билли Боба Торнтона

«Мне так нравится жить, что я никогда не сетую на свой возраст»

Esquire
Богатые и бедные видят мир по-разному Богатые и бедные видят мир по-разному

Нейробиологи и психологи изучили работу мозга у богатых и бедных

Популярная механика
Гениальны и безумны: 10 самых рассеянных ученых Гениальны и безумны: 10 самых рассеянных ученых

Топ-10 гениев со странностями

Популярная механика
Как реклама сделала из «стыдного» товара новую индустрию: Scott Paper Company и продвижение туалетной бумаги Как реклама сделала из «стыдного» товара новую индустрию: Scott Paper Company и продвижение туалетной бумаги

Заставить мир и платить за туалетную бумагу было сложно

VC.RU
И след простыл: 8 человек, которые как будто растворились в воздухе И след простыл: 8 человек, которые как будто растворились в воздухе

Перед тобой — истории реальных людей, которые бесследно исчезли

Cosmopolitan
Почему нет смысла очищать оперативную память смартофонов на Android? Почему нет смысла очищать оперативную память смартофонов на Android?

Очистка оперативной памяти позволяет гаджету работать быстрее. Это не всегда так

CHIP
Все будет ровно: как выбрать лазерный нивелир Все будет ровно: как выбрать лазерный нивелир

Лазерные уровни нужны не только при ремонте. Разбираемся

CHIP
Открыть в приложении