Эти люди снимают самые крутые клипы в России
Знакомимся с лучшими режиссерами музыкальных видео.
Клип на песню Bad Motherfucker на разных платформах посмотрели больше 100 миллионов человек. Клип рэпера 21 Savage на трек A Lot собрал 138 миллионов просмотров. У видео к песне The Weeknd False Alarm – 133 миллиона. Что их объединяет? Их сняли молодые режиссеры из России и СНГ. Последнее время создание клипов стало у нас одной из самых плодотворных творческих сфер, а клипмейкеры – главным национальным экспортом.
Чтобы понять, как это произошло, мы поговорили с нашими лучшими режиссерами и авторами музыкальных видео о том, с чего они начинали, их рабочих принципах, деньгах в индустрии и планах на будущее.
Илья Найшуллер
«Я докапываюсь до каждой мелочи»
«Кольщик» («Ленинград»), False Alarm (The Weeknd), «Вояж» («Ленинград»), Bad Motherfucker (Biting Elbows)
«Всему, что умею, я научился на площадке», – сразу признается Илья. Он был студентом Института телевидения и радиовещания, но потерял интерес, бросил учебу и пошел на «Мосфильм». Там он работал «хлопушкой», водителем и чуть ли не приносил кофе, прежде чем его допустили к камере.
Первый клип Илья снял для собственной рок-группы. И вопрос, почему он решил это сделать, ставит режиссера в тупик: «Когда мы писали песню, я сразу знал, как это должно выглядеть на видео, оставалось только его снять». Съемки редко проходят гладко («кинопроизводство – все равно что расчищать пути перед несущимся поездом»), и из первого опыта Найшуллер вынес важный урок: «Создание видео – командный спорт, если ты не пасуешь, ты никому не нужен».
От первой режиссерской работы Илья получил опыт и полезные знакомства, но не известность. Слава пришла позже, когда Найшуллер выпустил клип на песню The Stampede (приквел к разорвавшему сеть Bad Motherfucker). «Он был снят на плохую GoPro первого поколения за четыре выходных и стоил $200, – говорит Илья про видео, которое посмотрели почти 8 миллионов человек. – Такое пробовали и раньше, но никто не делал это так легко и лихо, как мы». Так он понял, что в видеопроизводстве все решают идеи, а не деньги.
«Деньги очень облегчают задачу, но ничего не гарантируют».
Собственный подход Найшуллер называет бескомпромиссным. «Я докапываюсь до каждой мелочи, до каждого кадра. Мои работы могут отличаться по тематике и уровню агрессии, но у меня всегда интересно». Впрочем, с музыкальными видео Илья завязал. Объясняет так: «Кино зовет. В столе лежат три сценария, которые пора реализовывать».
Один из этих проектов – фильм со сценаристом «Джона Уика» и звездой «Лучше звоните Солу» и «Во все тяжкие» Бобом Оденкерком. Илья пообещал себе не радоваться, пока не сядет в режиссерское кресло (однажды уже обжегся на непостоянстве голливудских продюсеров), но воодушевление, с которым он делится планами, признаться, заражает.
Игорь Клепнев
«Я четко знаю, что мое, а что нет»
«Ай» (Хаски), «Поэма о Родине» (Хаски)
Игорь предпочитает не вешать на себя ярлыки. «Я не клипмейкер. У меня никогда не получалось назвать себя каким-то одним словом, я решил не пытаться и найти собственный путь». Снимать клипы он начал еще девять лет назад, работал над видео для Miyagi, к тому моменту уже занимался фотографией. Сейчас продолжает снимать для глянца и для себя, фотографирует друзей-рэперов, моду, осетинских старейшин и, например, Познера, создает обложки альбомов, снял бледного Хаски в клипе на «Ай» и видео к «Поэме о Родине».