Кинокритик, режиссер, продюсер и представитель онлайн-кинотеатра говорят о кино

EsquireСобытия

Спорноиндустрия

Для разговора о настоящем и будущем российского кинематографа Esquire собрал вместе кинокритика, режиссера, продюсера блокбастеров и представителя онлайн-кинотеатра и сделал все возможное, чтобы никого не обидеть в ходе дискуссии.

Сергей Минаев. Илья Найшуллер. Ирина Сосновая. Петр Ануров. Зинаида Пронченко

Сергей Минаев: Наш майский номер посвящен кино. Мы собрались – я не подгадывал, так случайно вышло – 31 марта. Ровно 40 лет назад, 31 марта 1980-го, советский фильм «Москва слезам не верит» получил «Оскар». Илья, сегодня все обсуждают уже твой фильм, который возглавил прокат («Никто». – Esquire).

Ирина Сосновая: Американский прокат!

Сергей: Да, американский прокат. Что ты в связи с этим чувствуешь?

Илья Найшуллер: У меня нет такого праздничного настроения, которое, по идее, должно быть. Я рад, что критики восприняли экшен-фильм, что бывает не так часто. И что у зрителей 95% положительных откликов. Думаю, это гораздо важнее, чем первое место в прокате. А само первое место радует тем, что открывает многие двери. Это конструктивно.

Сергей: Зинаида, в одном из интервью вы сказали, что люди идут в кино (в профессию), не чувствуя страны, о которой снимают. Вы можете это пояснить?

Зинаида Пронченко: Могу. Во-первых, существует самоцензура. Они (работники кино. – Esquire) это, может, и чувствуют, но снимают одно и то же. Никаких актуальных тем наше кино не поднимает. Чечни – нет, протестов – нет. А если и есть, то в какой-то метафорической форме, как в «Союзе спасения» или недавнем «Майоре Громе». Консервативная риторика, которая мне не близка. Если говорить о кино, которое снимает или продюсирует Жора Крыжовников или не присутствующий здесь продюсер «Кахи» (Алексей Троцюк. – Esquire), – это какой-то бесконечный анекдот. Есть роман Уоллеса «Бесконечная шутка», а это бесконечный анекдот, причем с бородой. Это неудивительно, потому что многие люди, которые сейчас делают кино, пришли из КВН.

Если говорить об авторском кинематографе, то страна – это люди, а снимают о России. Работы того же Звягинцева – при всем уважении – не о конкретных героях.

Сергей: Вопрос о «Кахе». Вот живут люди на юге России, такие вот у них прибаутки, такая у них жизнь. Это же кассово успешное кино, люди пошли его смотреть – значит, кого-то узнали на экране.

Зинаида: То, что фильм кассово успешный, для меня вообще не критерий.

Сергей: Тем не менее люди же зачем-то на него пошли.

Зинаида: Люди пошли, потому что до этого восемь лет смотрели одноименный сериал.

Сергей: Ну смотрели же. YouTube бесплатен. Не нравится – можно не смотреть. Значит, это сериал про них?

Зинаида: Мне кажется, не про них, а скорее как анекдот – про чукчу, еврея и русского. В общем-то это кино довольно ксенофобное. Я читала любопытную рецензию на феминистском сайте kimkibabaduk, где автор пишет: с одной стороны, автор «Кахи» дает право голоса нацменьшинствам, с другой – подчеркивает карикатурность, мизогинию, жлобство, пятое-десятое. То есть этот фильм не выходит за рамки предубеждений и клише.

Сергей: Ир, ты смотрела обзор Бэдкомедиана?

Ирина: Конечно.

Сергей: Он о том же, о чем говорят уважаемые гости. Ты согласна с этим? Вопрос даже не о туалетном юморе, а о герое. В одном из интервью Троцюк сказал: «Мы практически нового Гайдая сняли, такой новый «Шурик». Это прямая цитата.

Ирина: Мне не хочется ни критиковать, ни защищать коллег. Но мне кажется, очень важно не относиться к кинематографу по-снобски: мол, есть фильмы для умных, а есть фильмы для дураков. Кино – это искусство, в котором необходимо признавать, насколько парадоксально разными бывают люди. Признавать, что есть одни, а есть другие.

Сергей: Ты согласна с оценкой Бэдкомедиана, что этот фильм сделал героем ублюдка? Он избил своего друга – да нормально, по приколу, смешно! Я не морализаторствую, просто задаю вопрос. Я далекий от морали человек.

Ирина: Ты правильно назвал это «оценкой». У Бэдкомедиана одна оценка, у кого-то еще – другая. По большому счету, все, что показывают в кино, так или иначе нейтрально. Оценку дает зритель. То, о чем говорит Зинаида, это ее оценка. Она считает, что страна на экране должна выглядеть так, авторы «Кахи» считают, что страна должна выглядеть иначе. И то и другое – по-своему правда.

Сергей: Петр Вячеславович, вы согласны с тезисом, что современное российское кино не передает дух времени? Потому что одни темы табуированы, другие показаны гротескно или с хихиканьем.

Петр Ануров: Я согласен. Но есть разные формы разговора со зрителем. Существует разное кино: подростковые комедии, «Борат», оскаровские фильмы и так далее. Я согласен с тем, что мне как зрителю – как, видимо, и Зинаиде, – и многим другим не хватает фильмов, которые были бы одновременно и визуально безупречно сделаны, и говорили на актуальные темы честно и талантливо, и могли бы проникнуть в сердца широкого зрителя. Такого кино не хватает, потому что его сложно снять. Нужно иметь вкус, владеть профессией, быть смелым. Просто наша индустрия, пока, видимо, не в той фазе, хотя преодолела уже определенные точки роста в отдельных сегментах.

Сергей: Платформы, на ваш взгляд, помогают этому процессу?

Зинаида: Наверное, помогают. Хотя ваша платформа не помогает (обращаясь к Сосновой и имея в виду START. – Esquire).

Ирина: Почему вы так нашу платформу оцениваете?

Зинаида: Потому что все, что вы делаете, мне не нравится. Вы убиваете даже реальные идеи, смыслы и истории, которые могли бы получиться классными. Пример с «Хорошим человеком» вопиющий, на мой взгляд. У вас на руках был совершенно гениальный материал про ангарского маньяка, была написана книга, был цикл интервью. Вместо этого вы нам выдаете какой-то соплежуйный…

Ирина: Это опять же ваша оценка.

Зинаида: Это всегда моя оценка.

Ирина: Какие проекты российских платформ вы считаете достойными?

Зинаида: Единственное, что мне понравилось за последнее время, – это «Топи». Все. Насколько я понимаю, вы купили у Дмитрия Глуховского еще один проект, с которым собираетесь запускаться. Мне уже заранее страшно, я беспокоюсь, как он будет умерщвлен.

Ирина: Насколько я знаю, Зинаида, у вас довольно критическое отношение к российскому контенту.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бойбэнд Бойбэнд

Феномен кулачных боев – одного из главных трендов российского YouTube этого года

Esquire
15 богатейших семей Кремля и Белого дома — 2021 15 богатейших семей Кремля и Белого дома — 2021

15 самых богатых семей чиновников администрации президента за 2021 год

Forbes
Канье Уэст Канье Уэст

Канье Уэст – гений, опередивший свое время, или император поп-культуры?

Esquire
Загадочное дело «Тамам Шуд»: погибший незнакомец с цитатой Омара Хайама в кармане Загадочное дело «Тамам Шуд»: погибший незнакомец с цитатой Омара Хайама в кармане

Эта история не менее загадочна, чем тайна перевала Дятлова

National Geographic
Петровский пассаж Петровский пассаж

Александр Петров — живой человек, который устает и злится

GQ
Самостоятельная заботаСамостоятельная забота Самостоятельная заботаСамостоятельная забота

Окружающая среда – это буквально всё, что находится вокруг тебя

Cosmopolitan
Прыжок в карьеру Прыжок в карьеру

Cергей Гилев о том, каково это – в 40 лет проснуться востребованным актером

Esquire
Контроль, переработки и секретность: сотрудники рассказали о жёсткой атмосфере в стартапе CloudKitchens Трэвиса Каланика Контроль, переработки и секретность: сотрудники рассказали о жёсткой атмосфере в стартапе CloudKitchens Трэвиса Каланика

Переработки, непрозрачность и нездоровая атмосфера в коллективе CloudKitchens

VC.RU
Осип Мандельштам Осип Мандельштам

Правила жизни Осипа Мандельштама

Esquire
Как украинские поп-звезды зажигали на «Евровидении»: Лобода, Лорак и другие Как украинские поп-звезды зажигали на «Евровидении»: Лобода, Лорак и другие

Как на «Евровидении» вызывали фурор представительницы соседней страны

Cosmopolitan
Индустрия Индустрия

Истории десяти людей, стоящих за последними кино- и сериальными сенсациями

Esquire
«Не хочу быть спонсором, но и соревноваться с женщиной тоже не желаю» «Не хочу быть спонсором, но и соревноваться с женщиной тоже не желаю»

Стоит ли женщине передоверить мужчине ответственность за свое благополучие?

Psychologies
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
7 самых плохих фильмов из СССР 7 самых плохих фильмов из СССР

Действительно плохие советские фильмы

Maxim
Виктор Цой. 1980 – 1983 Виктор Цой. 1980 – 1983

В компанию к панк-музыканту по прозвищу Свин попадает Виктор Цой

Esquire
Странные лайфхаки, которые все же работают Странные лайфхаки, которые все же работают

Очень нетривиальные способы справиться с жизненными трудностями

Maxim
Открываем Россию. Знай наших Открываем Россию. Знай наших

15 удивительных мест России, которые стоит посетить

National Geographic Traveler
Мария Порошина. Быть мамой непросто Мария Порошина. Быть мамой непросто

Мария Порошина: У меня нет права, да и времени на уныние или отчаяние

Караван историй
Половцы: кому враги, а кому союзники Половцы: кому враги, а кому союзники

Половцы больше всех повлияли на развитие молодого государства Древней Руси

Дилетант
Роковые красотки: как изменились Кондулайнен, Сотникова и другие актрисы 90-х Роковые красотки: как изменились Кондулайнен, Сотникова и другие актрисы 90-х

Девяностые запомнились россиянам доступностью ранее недозволенного

Cosmopolitan
Открытие 2020 года: Даня Милохин Открытие 2020 года: Даня Милохин

Даня Милохин — лицо не только российского TikTok, но и всего поколения

GQ
Мой голос – всегда решающий! Мой голос – всегда решающий!

Светлана Лобода неизменно в фокусе внимания публики

Добрые советы
Петр Авен и его каталоги Петр Авен и его каталоги

Интервью банкира и коллекционера

СНОБ
Жертвы хищников докембрия? Жертвы хищников докембрия?

Результаты исследования древнейших одноклеточных

Наука и жизнь
Хотите счастья в отношениях? Начните с правильных ожиданий Хотите счастья в отношениях? Начните с правильных ожиданий

Чего стоит ожидать от отношений, а от каких притязаний лучше отказаться?

Psychologies
Когда глаза устали и хотят на ручки: 6 способов избавиться от компьютерного синдрома Когда глаза устали и хотят на ручки: 6 способов избавиться от компьютерного синдрома

Что делать с уставшими глазами?

Playboy
Тайминг репликации оказался необходим для поддержания эпигенома Тайминг репликации оказался необходим для поддержания эпигенома

Нарушение тайминга репликации привело к неверной трехмерной организации генома

N+1
Включите свет! Включите свет!

Освещение в квартире: что выбрать и какие нюансы следует учесть

Домашний Очаг
Китай отправил в космос базовый модуль своей орбитальной станции: видео Китай отправил в космос базовый модуль своей орбитальной станции: видео

Крупнейший космический аппарат, созданный Китаем

National Geographic
Ученые обнаружили прогресс в металлургии медных сплавов у ранних викингов Дании Ученые обнаружили прогресс в металлургии медных сплавов у ранних викингов Дании

Как развивалась цветная металлургия в начальный период эпохи викингов

N+1
Открыть в приложении