Остаемся зумовать
В русской блогосфере сейчас появляется какое-то зашкаливающее количество текстов на тему развития бизнеса в условиях пандемии. Чаще всего это советы фейсбук-неудачников, никогда не владевших собственным делом, или тренинги аферистов в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), или же раздражающе длинные телеги на тему «ковид – плюсы, минусы, подводные камни», написанные пчелами анонимных телеграм-каналов, еще вчера столь же профессионально рассуждавшими о белорусском конфликте, экологической катастрофе в Норильске и войне в Карабахе.
Давайте оставим им заголовки типа «как ковид изменил мир» и посмотрим правде в ее колючие глаза, пропитанные холодной злобой второй коронавирусной волны: бизнес не меняется, бизнес выживает. Изменения связаны со сменой потребительских предпочтений, сезонностью, курсом валют, ограничительными мерами и новыми налогами. Бизнес меняется – подстраиваясь под среду обитания. Но никогда еще бизнес не сталкивался с тем, чтобы среда обитания, мир клиентов, – исчезла. Страх – плохой покупатель. Люди сбежали. Попрятались по домам.